Проблема отрицания

CultureChange                                                                                                                                                                           6 августа 2009 г.

Главная работа автора – книга  «Overshoot: The Ecological Basis of Revolutionary Change» (1980) -(Русский перевод —  «Конец техноутопии», Киев: Экоправо, 2007). Предлагаемая ниже статья была написана в октябре 1995 г. в качестве исследования феномена отрицания экологического кризиса. Она вполне могла быть написана сегодня , что придает статье особую важность. Каттон развенчивает миф об изобилии с потрясающей убедительностью – и в этом его огромный вклад в современное экологическое сознание.

Сегодня у нас накопилось достаточно доказательств, чтобы заявить: промышленная цивилизация должна быть «урезана» для того, чтобы остановить тот урон, который  «техносфера» наносит экосфере. Среди последствий непомерного разрастания техносферы отмечу лишь наиболее острые: чрезмерный рост населения, урбанизацию, зависимость культуры современного человека  от поглощения больших количеств ископаемого топлива и других невозобновляемых источников, загрязнение воздуха как следствие сжигания топлива,  и глобальное изменение климата. Несмотря на отвлечение от указанных проблем во время периода холодной войны и укоренившейся веры в то, что технология всегда сможет увеличить несущую способность,  многие авторы старались обратить внимание публики на существующие проблемы. Однако и по сей день остаются довольно известные личности, отрицающие тот факт, что несущая способность человечества (максимальная нагрузка, которую может выдержать Земля в результате антропогенного давления) в настоящее время (или вообще когда либо) может быть превышена. Отрицание экологических пределов напоминает аносогнозию (anosognosia) (неспособность пациентов, разбитых параличем в результате апоплексического удара, признать свой паралич).  Встречающиеся в литературе примеры отрицания избыточного давления техносферы весьма напоминают фантазии таких пациентов (хитроумные истории, выдаваемые за «объяснения» их состояния). Отрицания со стороны оппонентов экологии представляют собой некий способ разрешить неразрешимые противоречия между прошлыми убеждениями и новыми обстоятельствами, своего рода защиту против поступления новой «аномальной» информации.

Настойчивое стремление 104-го конгресса США «отменить как можно больше экологических законов … во имя ослабления роли государства [в бизнесе]» (Wager 1995, 3) находится в вопиющем противоречии с экологической мудростью конгрессменов двухсотлетней давности, которое Уильям Офулс использовал для своей книги «Экология и политика дефицита»  (см. Ophuls and Boyan 1992, vi). «Люди», сказал Эдмунд Бэрк,

«… заслуживают гражданских свобод постольку, поскольку способны проявлять мораль и сдерживать свои аппетиты…. Общество не может существовать, если аппетиты и желания людей не будут сдерживаться властью; и чем меньше будет этого контроля внутри общества, тем больше его будет снаружи. Это предопределено природой, поэтому  люди, не способные сдерживать себя не могут быть свободными. Их страсти и будут их оковами.»

Эти афористические высказывания имеют под собой важный экологический принцип, который становится особенно очевидным благодаря работам  Барри Коммонера (Barry Commoner,1990). «Люди», — сказал он, — «живут в двух мирах. Не только  в  природе,  которая на протяжении пяти миллиардов лет существования Земли эволюционировала физически, химически и биологически, но также в человеческом мире, который мы сами  создали». Он утверждает, что нам следует хорошо понять, как эти два мира (Коммонер называет их  «экосферой» и «техносферой) взаимодействуют друг с другом, в особенности сейчас, когда техносфера разрослась до такой степени,  что перекрывает их первоначальное разделение. То, что мы продолжаем эвфемически называть «Божьим промыслом», не является более независимым от человеческой деятельности. Оказываемое человечеством коллективное давление  существенно изменяет природные процессы экосферы, «тончайший покров земли, состоящий из воздуха, воды и почвы,  растений и животных».

Согласно Коммонеру (1990, 15), «То, что мы называем ‘экологическим кризисом’ — т.е.   ворохом неразрешимых проблемам, начиная от токсических свалок до нарушений  климата, — возникает из-за  резких несоответствий между «циклическими, консервативными и самоподдерживающимися процессами» в экосфере и «линейными, инновационными, экологически разрушительными, процессами в техносфере.»

В то время, как вывод Коммонера должен быть ясен экологам, я уверен, что он совершенно непонятен человеку, представляющему мой округ в Конгрессе. Возможно, этот вывод представляется также бессмысленным и  коллегам моего сенатора в Палате представителей, и большинству Сената.  Возможно, что и большинству выборщиков он покажется весьма туманным. Цель данной статьи – прояснить причину, по которой вроде бы образованные люди  отвергают необходимость, по выражению Коммонера, окончить «самоубийственную войну» между техносферой и экосферой. Ни одно из мероприятий никогда не представлялось еще таким очевидным и неотложным для будущего.

ОСНОВНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ

Экологи выражают беспокойство тем, что руководители принимают решения, не имеющие большого значения для будущего и не учитывают следующие факты:

(1) Население Земли в настоящее время значительно превышает население, отмечаемое сто лет назад, и продолжает расти (Demeny 1986, 29-33; Ehrlich and Ehrlich, 1990; Keyfitz, 1991).

(2)  Большая часть людей сегодня живет  в городах, а города сталкиваются с серьезной проблемой загрязнения воздуха (Demeny, 1986,55-58; Lowe, 1991).

(3) Для индустриализации потребовалось использовать ископаемое топливо и другие невозобновляемые источники энергии без учета конечности этих запасов на Земле (Young, 1992; Flavin and Lenssen, 1994,29-49; Inkeles, 1994; Szell, 1994).

(4) Продукты сгорания, выбрасываемые в атмосферу, являются сегодня причиной изменения климата (Tangley, 1988;Abrahamson, 1989;Rathjens, 1991;Revkin, 1992; Ravin and Lenssen, 1994,50-70; Wigley, 1995).

(5) Продукты современной химической промышленности накапливаются в верхних слоях атмосферы и разрушают защитный озоновый слой (Benedick, 1991; Litfin, 1994, 52-77).

Могут ли средства массовой информации, занятые менее важными темами, объяснить, почему столько образованных людей не интересуются этими фактами, или отрицают их существование и важность?

АНАЛИЗИРУЯ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Полезно проследить, как указанные факты попадали в средства массовой информации и как долго они анализировались. Для этой цели достаточно изучить названия статей, публикуемых во многих тематических справочниках периодической литературы, стандартном источнике  библиотек. Не углубляясь в детали такого исследования, отмечу, что все пять вышеприведенных фактов достаточно широко отражались в печатной литературе.[2] Указанные темы публиковались в различные периоды, а именно:

(1) о демографическом взрывe впервые заговорили в начале 1950-х гг;

(2) на загрязнение воздуха впервые обратили внимание перед Второй мировой войной;

(3) о сильной зависимости промышленности от невозобновляемых источников впервые заговорили в  1973 г.;

(4) зависимость глобального потепления от парниковых газов (C02, etc.) в атмосфере стала очевидной с середины 1950-х гг;

(5) процессы в озоновом слое стали обсуждаться начиная с 1985 г.

Таким образом, минимум в течение десяти лет, а в некоторых случаях и на протяжении  десятилетий, данные факты были «доступны» среднему читателю — и политикам.

ЛОЖНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ И  ФАНТАЗИИ

До конца 1980-х гг, мировое общественное мнение почти по каждому вопросу несло на себе отпечаток опасного противостояния двух ядерных сверхдержав, находившихся в состоянии идеологической вражды. Когда наконец холодная война закончилась, авторы, занявшиеся экологическим просвещением, предположили, что крушение коммунизма будет сопровождаться, пока что невидимым, крушением западного капитализма (Orr, 1992, ix). «Наш конец», —  сказал он, — «все еще скрыт за фальшивой бухгалтерией (как финансовой, так и экологической), лживой риторикой, и принятием желаемого за действительное.»  Но «конечный итог» не за горами, заметил он, поскольку  любой экологически грамотный человек знает: «мир … не беспредельный».

Большинство людей до сих пор экологически безграмотны, даже по прошествии многих лет после известной конференции ООН 1972 года по проблемам окружающей среды в Стокгольме. По-прежнему «здоровье планеты» продолжает ухудшаться (Brown et al., 1991, 20-21).  За период с 1972 по 1991 г. добавилось столько же людей, сколько всего проживало на Земле в 1900 г.; в то же время, мир потерял почти 200 млн гектаров леса —  площадь, равную территории США на восток от Миссисипи. Пустыни расширились на 120 млн гектаров, и занимают больше земли, чем все сельскохозяйственные земли Китая и Нигерии вместе взятые. Фермеры потеряли около 480 млрд тонн гумуса, что приблизительно равняется всем сельхоз угодьям  Индии и Франции. И тысячи видов растений и животных, с которыми мы разделяли планету в 1972 г., более не существуют. Поэтому, можно сказать, что вера в мудрость народа по-видимому была преувеличена двумя демографами (Tsui and Bogue), написавшими в 1978 г.: «Ни одна социальная проблема, исключая войну, не привлекает сейчас такое внимание, как проблема  ‘демографического взрыва'».

БЛИЗОРУКОСТЬ

Кроме того, что холодная война закрыла от людей реальный мир, она способствовала  тому, что люди поверили во всесилие технологического прогресса, в то, что он сможет расширить несущую способность Земли «до любой требуемой величины» (Ehrlich et al., 1971, 41). Вера в непрерывное изобилие выражалась в профессиональных научных журналах, а не только в популярной прессе. Можно привести примеры статей в Scientific American (напр., Hopper, 1976; Revelle, 1976),  в BioScience (напр., Weinberg, 1973), и  в The Sciences (напр., Ausubel, 1993), а также в журнале Science, официальном органе Американской ассоциации за прогресс наук (American Association for the Advancement of Science), который опубликовал следующее утверждение (Simon, 1980):

«Может показаться невероятным, но термин ‘конечный’ не только абсурден, но и откровенно ошибочен по отношению к природным ресурсам….Даже Земля  не является теоретическим пределом для количества меди, которое может понадобиться землянам в будущем.  Только общий вес вселенной мог бы стать таким теоретическим пределом. Подводя итог можно сказать, что благодаря обнаружению новых залежей, изобретений более совершенных способов производства, и обнаружению новых заменителей, главным ограничением на пути нашего использования беспредельных объемов сырья при приемлемых ценах может стать только знание. А источником знания служит человеческий мозг. В конечном счете,  главным ограничителем будет человеческое воображение и человеческие навыки. Следовательно, рост количества человеческих существ увеличивает общий запас ресурсов, а также рост потребления ресурсов (1435-1436).»

 

Эта идея повторяется во многих оценках несущей способности; так, например, экс-президент Буш настаивал на том, что каждый человек имеет не только поглощающий ресурсы рот, но и производящие руки (Cohen, 1995a). Здесь и далее в последующей книге Cohen (1995b) полагал, что «исторический экспоненциальный рост населения» вполне может «сопровождаться значительным ростом благосостояния среднего человека.» Тем не менее, если за период  с 1860  по 1991 гг. население возросло в 4 раза, использование немускульной энергии за тот же период возросло в 93-раза.[3]  Влияние человека на планету таким образом растет несравненно быстрее, чем человеческая биомасса. Разве может этот факт вызывать оптимизм? Скорее, вызовет глубокую тревогу.

Идея, высказанная Джорджем Бушем (перекликающаяся с Фридрихом Энгельсом), заключается в том, что несущая способность человечества не только не уменьшается за счет роста населения, но может фактически даже увеличиваться.[4]  Но никакая вера не в состоянии отменить математические пределы (см. Cohen, 1995b: Appendix 6).  В любом случае, несущая способность – это не просто «максимальное количество людей, которое поддерживает Земля» (Cohen, 1995a, 342); это понятие означает максимальную экологически устойчивую нагрузку, которую способна выдержать Земля. Понятие несущей способности не ограничивается зависимостью нагрузки от уровня жизни и от числа людей. В ее определение входит проблема системной надежности,т.е. как долго экосистема способна выдерживать заданную нагрузку.  Верно, что нагрузка зависит от уровня жизни. Но не менее важно понять (простую) идею, согласно которой чрезмерная эксплуатация природной среды уменьшает ее несущую способность для будущих поколений.

Ehrlich et al. (1971,41) предположили много лет назад, что «по-видимому потребуется  иметь население ниже  уровня 1970 года, если все человеческие существа захотят иметь одинаково высокий жизненный уровень, в противном случае не избежать эко-катастроф.» Недавно один из сотрудников Worldwatch Institute сухо заметил: «мы уже превысили несущую способность планеты» (Postel, 1994,4). По его мнению, доказательством служат степень истощения и повреждения природного капитала. «Природный капитал планеты в настоящее время недостаточен для поддержания существующего уровня экономической активности и систем жизнеобеспечения человека».[5]

Для того, чтобы снять все сомнения относительно превышения человеком несущей способности Земли, глава Worldwatch Institute заявил: «Время не на нашей стороное. Мир долго ждал момента, когда население стабилизируется…. Если нам не безразлично будущее, у нас нет иного выхода как всем миром стабилизировать наши системы жизнеобеспечения — почву, океаны, водоемы и леса — и всю систему климата» (Brown, 1995, 141; cf.Catton, 1980). Он также указал, что это потребует мобилизации огромных финансовых и политических ресурсов, сравнимых разве что с организацией сопротивления во Второй мировой войне. Без этого, «мы оставим нашим детям мир, лишенный надежд.»[6]

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Для большей иллюстрации сказанного позвольте рассказать о моем личном опыте, который привел меня к довольно мрачным прогнозам. Сейчас почти в три раза больше людей на планете по сравнению со тем временем, когда я, будучи мальчишкой, поинтересовался, сколько людей проживает на Земле. За свою жизнь я часто наблюдал, как маленькие города превращались в мегополисы, занимая близлежащие пространства деревень. В первую  треть моей жизни, автомобили и шоссе, хотя и утвердившиеся как средства передвижения, не могли еще конкурировать с железной дорогой, которая оставалась главным способом для дальних сообщений.  Самолеты еще не вытеснили поезда.  Эти перемены в характере передвижения,  наблюдаемые мной в течение одной жизни, сопровождались промышленным ростом и приводили к тому, что добыча нефти удваивалась каждые десять лет.  Это значит, что за первые пять или шесть десятилетий моей жизни, люди,  извлекли и сожгли столько же нефти, сколько было использовано за все предыдущее время. Элементарные математические расчеты показывают, что такое удвоение каждое десятилетие не может продолжаться вечно. 

Я лично стал свидетелем перемен климата, когда наблюдал ледники в северном и южном  полушарии. Я убедился, что они стали на сотни метров короче, чем когда я впервые их увидел.  Я также изучал соответствующую научную литературу, связанную с утончением озонового слоя, и склонен доверять ей (напр., Cicerone, 1987; Kerr, 1988; Rowland, 1989; Firor, 1990).

ОТРИЦАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Многие продолжают отрицать идею превышения несущей способности Земли антропогенной нагрузкой.  Проектируя будущий «век изобилия,» один экономист из Вашингтонского института Cato доказывал, что, хотя продуктовый магазин может запасти молоко только на три дня вперед, никто не беспокоится по поводу нехватки молока на четвертый день; аналогичным образом, мы не должны волноваться по поводу истощения запасов меди, т.к. добывающие компании планируют добычу только на определенное число лет вперед. Когда эти запасы будут использованы, они продолжат искать новые залежи меди (Moore, 1995,116).

Поэтому он делает вывод, что единственной надежной оценкой количества ресурса является «изменение его рыночной цены.»  В подтверждение он цитирует книгу Джулиана Саймона «Последний ресурс» (The Ultimate Resource),  название, намекающее на человеческий мозг и отражающее веру в то, что бесконечно растущее число людей  на планете обеспечит нахождение решений любых возникающих проблем.

В своей последней книге Саймон (1994,65) утверждает, что мы уже имеем в библиотеках мира «технологии, готовые накормить, одеть и поставить энергию для растущего населения мира в течение последующих 7 млрд лет.»Отмечая относительную новизну большинства технологий, Саймон добавляет: «Даже, если не будет получено никаких новых знаний, имеющиеся технологии позволят нам увеличивать население до бесконечности, повышать уровень жизни и контролировать окружающую среду.»

При том что большинство экологов сочли бы такое заявление нелепым и не соответствующим действительности, я каждый раз поражаюсь, когда читаю реакцию Джулиана Саймона и Германа Кана (1984,1-2) на Отчет Президенту 2000  (The Global 2000 Report to the President): «Если нынешняя тенденция сохранится, мир в 2000  году будет менее стеснен (хотя и  с большим населением), менее загрязнен, более устойчив экологически, и менее подвержен перебоям с ресурсами. Стрессы, связанные с перенаселением, нехваткой ресурсов, и ухудшением окружающей среды будут меньше, чем теперь… Население мира будет в целом богаче, чем сегодня … Прогнозы в отношении продуктов питания и других жизненно необходимых вещей более благоприятны … жизнь для большинства людей станет более предсказуемой.»   Фантазии Саймона и Кана со всей очевидностью противоречат выводам Отчета 2000.  Зная, насколько интеллектуальны эти ученые, я  поразился тому, насколько их выводы противоречат выводам экологов.7  Еще в 1956 г, президент Американского экологического общества, в то время занимавший пост президента Американского общества за прогресс наук, а впоследствии президент Американского общества натуралистов, написал: «Я еще не встречал биолога, который разделял бы оптимизм в отношении природных ресурсов, выражаемый большинством техников и экономистов»» (Sears, 1956,22).

Другие авторы вслед за Саймоном и Каном  также отрицали наличие каких- либо серьезных экологических проблем.  В своих двух книгах Ваттенберг (Wattenberg, 1984; 1987) утверждает, что «плохие новости» – измышление, и что в промышленно-развитых странах мы имеем не перенаселение, а низкую рождаемость, что представляет собой опасный феномен. Недавно, Wattenberg (1995) опять стал развивать свою концепцию  «низкой рождаемости» применительно для Соединенных Штатов,  доказывая, что страна нуждается в иммигрантах для компенсации нехватки молодых людей на рынке труда.

Два экономиста, пишущих о «мифе конца света» (Maurice and Smithson, 1984), заявляют, что современные экономические проблемы существенно не отличаются от кризисов за последние 10000 лет и поэтому будут решены так же, как и  в прошлом. Энергетический кризис 1970-х они называют  «сфабрикованным» (Sutton, 1979). Один инженер-строитель, экономист и специалист по окружающей среде предлагает некоторые проблемы оставить нерешенными, т.к. переработка отходов, например, по его мнению  обходится слишком дорого и имеет сомнительный экологический эффект (Hendrickson et al., 1995).

Не удивительно поэтому, что в своей рекламе Mobil Corporation на вопрос «Кончается бензин?» дает ответ: «Не для вас и не для ваших внуков»  Цель данной рекламы, появившейся  в журнале Newsweek  8 мая 1995 г. (15), предупредить «насильственный переход рынка к альтернативным видам топлива», что по мнению компании может «нанести вред экономике, потребителям и налогоплательщикам.»

И возможно самой  Mobil Corporation?

Во многих случаях за отрицанием скрывается меркантильный интерес.  Но есть случаи, когда отрицание связано с другими аспектами жизни. Например, в книге «Американский холокост»  Стэннард (1982) описывает «ужасающий портрет из нищеты, смертей, болезней и разрушений, которым подвергались американские индейцы после 1492.»  Населяющие американский континент аборигены действительно испытали много несчастий, однако выходцы из Европы сегодня стараются не замечать несчастной судьбы индейцев.  Более того, само слово «холокост» настолько закрепилось за другим историческим несчастьем, что многие возражают против его применения к американским индейцам. Например, Кац (1994) доказывает, что «холокост» единственный в истории человечества случай геноцида.

И тем не менее, те, кто пережил Вторую мировую войну, отрицают устроенный нацистами Холокост (Salamon, 1994). Создается впечатление, что страх остракизма  со стороны безразличных к жертвам лагерей смерти, заставляет бывших узников лагерей молчать о пережившем. Как было напечатано в одной газете, «Отрицание  рассматривается как один из самых слабых защитных механизмов. Однако к нему часто прибегают в случае, когда стресс в особенности сильный.»

МОТИВАЦИЯ ОТРИЦАНИЙ

В этом лежит объяснение поведения Саймона-Кана. Что может быть более обескураживающим, чем сознание того, что системы жизнеобеспечения в мире в самом деле деградируют из-за чрезмерной перегруженности?  И какое искушение отрицать происходящее! Известно, что среди алкоголиков – людей, которые не в состоянии справиться с жизненными обстоятельствами,  — отрицание весьма распространено (Crisman, 1991). В связи с этим я подумал, что полезно было бы заглянуть в работы психиатров и найти объяснение, почему Саймон и Кан  дали диаметрально противоположную трактовку результатам, опубликованным в Отчете 2000.

После не очень удачного поиска соответствующих статей в психиатрических  журналах,  я неожиданно обнаружил в журнале Discover нужную статью.  В ней описывалась работа врача-невропатолога из Калифорнийского университета в Сан Диего. Он изучает довольно необычный случай отрицания. Зовут исследователя Вилаянур Рамачандран (Vilayanur Ramachandran), а изучаемая им форма отрицания называется аносогнозия. Одна из самых известных жертв — судья Верховного Суда Уильям О. Дуглас, у которого в 1974 г. произошел инсульт в правом полушарии мозга, парализовавший левую сторону и в конце концов вызвавший его отставку в суде. Вначале он отрицал свой паралич, и недели спустя после инсульта все еще приглашал репортеров на велосипедные прогулки. Когда один из них спросил о левой ноге, судья заявил, что недавно  забил мяч в ворота левой ногой с расстояния 40 ярдов » (Shreeve, 1995).

Как считает д-р Рамачандран, аносогнозия – это состояние, при котором пациент не просто игнорирует свой паралич, но и активно отрицает его «несмотря на… полную неспособность двигаться.»  Для того, чтобы скрыть действительную ситуацию, пациент часто выдумывает «хитроумные истории или дает совершенно неправдоподобные объяснения.» (Такие вымышленные истории в медицине называются «конфабуляциями».)

Утверждение Саймона о том, что «современное содержание библиотек обеспечивает нескончаемый рост и прогресс на протяжении 7 миллиардов лет», несомненно случай конфабуляции (см. Berlyne, 1972; Mercer et al., 1977; and Shapiro et al., 1981).  Похожесть симптомов поражает.9  Рамачандран объясняет эту форму отрицания как способ преодоления невыносимых противоречий, с которыми сталкиваются пациенты во время инсульта; их паралич – несовместимая с их личностью аномалия, противоречащая всему  предшествующему опыту и их окружению.

Рамачандран начал использовать эти симптомы для понимания новых аспектов схемы мозга, по которой работает этот замечательный, но уязвимый, орган. Он полагает, что где-то в мозгу должен находится «детектор аномалии», своего рода центр принятия решений. Он пока не установил его местонахождение, но считает, что он находится в той части мозга, которая обычно взаимодействует с пораженной частью, т.е. с правым полушарием.

Аносогнозия приводит к разрушению детектора аномалии, после чего пациент действительно не чувствует паралича и его последствий.

В словаре медицинских синдромов (Magalini et al., 1990, 54) находим следующее описание аносогнозии:  Неспособность пациента осознать функциональный либо физический дефект…. Отрицание существования условий и попытки объяснить их отсутствие путем психических процессов, которые убеждают пациента в том, что диагноз врача ложен.

В нашем случае, конечно, нет «аномалии» в мозгу Саймона и Кана. Но «процесс, заставляющий убедить пациента» во лжи со стороны врача (обычно авторитетная личность) вполне соответствует случаю с Саймоном и Каном. Последние не только утверждали о ложности Отчета 2000, но и отбрасывали выводы других известных ученых.

В данной статье я не намереваюсь, однако, навязывать читателю нейрологическое или психологическое объяснение Саймону, Кану или Ваттенбергу, или кому-либо другому, отрицающему опасность глобального кризиса. Идеи, связанные с описанием агносогнозии, просто проливают свет на тип отрицания Саймона-Кана, и заставляют предположить, что существуют социокультурные, интерперсональные процессы «аномалии,» а не только органические, присутствующие в мозгу отдельного человека. Мы можем также предположить, что эти интерперсональные процессы могут отклоняться от нормы, и их причину следует искать в социокультурных силах.

Занимаясь изучением аносогнозии (и других соответствующих форм отрицания или игнорирования) и отношением к пациенту членов его семьи (Caplan et al., 1994, 214-221), я  вспомнил давнишний случай отрицания в своей собственной семье. Он не был связан с инсультом или параличом, но подтверждал мое предположение, что «аномалия» может происходить из ложного интерперсонального процесса, а не нейронных процессов в мозгу пациента.

Я вспоминаю, как моя мать рассказывала о последнем визите к пожилому отцу, моему дедушке (врачу по профессии), который находился при смерти.  Он сломал бедро и долго находился в постели.  Постепенно у него развилась гангрена. Моя мать рассказывала, как ее мать приоткрывала одеяло, чтобы показать состояние ног дедушки, и в то же время настаивала на том, чтобы моя мать подтвердила (несуществующие)  признаки улучшения. Маме пришлось скрепя сердце согласиться. 10

В самом деле, существуют социальные психологические паттерны, напоминающие аносогнозию. Это ясно видно на примере Вудро Вильсона, 28-го президента Соединенных Штатов, у которого случился инсульт 2-го октября 1919 г. В то время президент находился в поездке по стране с целью завоевать поддержку населения по организации Лиги наций.  Несмотря на паралич левой части тела, он находился «в плену иллюзии, поддерживаемой окружавшими, о том, что все идет на поправку» (Hecksher, 1991,632-633. emphasis added; see also Hoover, 1958; Walworth, 1965; Grayson, 1977). И миссис Вильсон и врач президента, и отставной адмирал Грейсон боялись, что у Вильсона «начнется депрессия, как только ему скажут правду о его состоянии».

После Первой мировой войны главной задачей Вильсона было обеспечить мир путем учреждения Лиги наций. Поверив в то, что его состояние улучшается, он был настроен на борьбу за учреждение Лиги. Его записи, сделанные корявым, характерным для инсульта, почерком показывают, что Вильсон в то время [весна 1920 г.] был настроен избираться на третий президентский срок (Hecksher, 1991, 633). Третий срок ему был нужен для получения поддержки его проекта и преодоления растущей оппозиции в Сенате. Ни его жена, ни врач не посмели сказать ему о том, что «нет никакой возможности» для него избираться на третий срок.

Трагедия Вудро Вильсона позволяет прояснить общие симптомы пациентов с инсультом, и теми, кто отрицает опасность экологической катастрофы. Обе категории пациентов отличаются стремлением преодолеть то, что социальные психологи называют когнитивной несовместимостью (cognitive dissonance) (Festinger, 1957). Согласно теории, когнитивная несовместимость вызывает сильнейший стресс.  Пациент предпримет всевозможные усилия, чтобы уменьшить или снять несовместимость между противоположными когнитивными установками.  Он будет действовать таким образом, чтобы избежать событий или фактов, которые усиливают несовместимость. Сила или тяжесть когнитивной несовместимости зависит от важности  для индивидуума ( …и его коллег? …и его социальной группы?) когнитивных установок.  Новые установки, которые будут усиливать значимость одного из противоречий, помогут ослабить несовместимость (Zajonc, 1968, 360-361).

Теперь представим себе ученого, который, по выражению Мюррея (1972, 219), глубоко привержен «Американской экономической модели.»  В этом случае наш ученый столкнется со следующими противоречивыми «когнитивными установками»:

[Данная модель, которая] поддерживает экономический рост, отходы производства (отсутствие переработки основных материалов) и конкуренцию, [нарушает со всей очевидностью] экологические принципы: конкуренция приводит к устранению конкурентов; постоянно растущее население ведет к его коллапсу; а экосистемы, материалы которых не перерабатываются, неустойчивы.

  Ясно, что экономические системы,  вызывающие коллапс экологических систем,  не смогут избежать подобной судьбы.

Ясно и то, что эти положения противоречат его убеждениям. Поэтому не удивительно, что данный ученый попытается уменьшить разногласие путем внесения дополнительных  «когнитивных фактов», поддерживающих его приверженность «американской экономической модели.»

ВЫВОДЫ

Признавая, что отрицание выполняет роль защитного механизма  против невыносимой информационной аномалии, мы приходим к классическому утверждению Пола Сирса (Paul Sears, 1964,11) о том, что если экологию «рассматривать как серьезный инструмент для обеспечения длительного благосостояния человечества, это может … поставить под сомнение принципы и практику существования современного общества….» Экология, отметил он, по своей природе критически относится ко всему, что делает человек внутри экосистемы. Он согласен с Ф.Фрезером Дарлингом, что люди являются частью экосистемы, хотя и доминируют в ней. Независимо от Барри Коммонера, Сирс также выражал беспокойство по поводу «самоубийственной войны» между техносферой и экосферой.

Понимание экологических пределов у природы и места человека в природе противоречит глубоко засевшим культурным ожиданиям бесконечного материального прогресса.  Этот факт неоднократно выражался различными авторами, пришедшими из различных областей. Котрелл (Cottrell,1955, 2) в своей важной, но редко цитируемой книге, посвященной связи между социальными формами и видами энергетического преобразования, написал сорок лет назад, что ясное понимание этой связи «одинаково необходимо для коммунистического и свободного мира. Однако вершители политики не склонны принимать эту связь,» в особенности, если по выражению Гаррета Хардина (1985, 469), экология «требует чтобы наш политический, социальный, экономический и моральный порядок был поставлен на голову.»

Нежелание даже рассматривать варианты такого радикального перехода чувствуется повсюду в западном мире. Возможно это и было мотивацией Саймона и Канна для отрицания результатов Глобального отчета 2000. Материалы отчета резко контрастировали с их установками и позицией, которые были центральными для их личности, сформировавшейся в условиях западного промышленного общества. Они также противоречили установкам 104 Конгресса США. Возможно для Конгресса  «сокращение правительства» (для «уравновешивания бюджета» к 2002 г ) выполняет «латентную функцию» — т.е. помогает отвести внимание от самоубийственной войны человечества с экосферой.  Если преодоление этой войны требует сокращения промышленной цивилизации, а не федерального правительства, то возникает вопрос: как скоро очевидные вещи  (или давление социума) заставит их выйти из состояния отрицания?

СНОСКИ

Данная статья была представлена на заседании Общества за экологию человека (Society for Human Ecology), октябрь 19-22, 1995 г.

Термин «демографический взрыв» появился более 40 лет назад; вначале он появился в журнале Тайм  в октябре 1953 г., и снова в октябре 1957 г. Статья, вышедшая в журнале Ньюсуик в марте 1956 г. была озаглавлена «Слишком много людей.»  Концепция загрязнения воздуха по-видимому вошла в американский словарь уже к началу Первой мировой войны. В первых номерах аннотированного журнала Readers Guide упоминались статьи о проблеме загрязнения воздуха (в помещениях). Термин «смог» появился перед Второй мировой войной.

Первое упоминание об «энергетическом кризисе» вышло в т. 33, (март 1973 г – февр. 1974 г). В т. 35 (март 1975 г — февр 1976 г, фигурирует «энергетическая политика» и дается ссылка на 140 статей.

Редакторы Readers Guide не придавали большого значения термину «парниковый эффект» вплоть до т. 46 ( 1986 г). К 1994 г, однако этот термин уже встречался в 19 разделах . Уже в  1950-х и 1960-х гг. в разделе «Климат» публиковались статьи, в которых речь идет об изменении климата из-за «парникового эффекта».

В Readers Guide термин «Озон» фигурирует довольно давно, хотя в первых номерах указываются одна-две статьи в год. В этих статьях чаще речь идет о химическом взаимодействии озона с материалами, или растениями, или животными, или людьми при прямом действии данной  3-х атомной формы кислорода.  Авторов интересовал эффект коррозии — вплоть до т. 44 Readers Guide (март 1984 г — февр. 1985 г),  когда появились ссылки на статьи о стратосферном озоне.

Предположения о том, что развитие технологий освободит человека от пределов несущей способности высказывалось Холи (Hawley, 1975,10).

Коэн поставил под вопрос не только Мальтуса, но и Либига, чей закон о минимуме –  основе понятия несущей способности -, был провозглашен ошибочным.

Морской биолог Сильвия Эрль (Sylvia Earle) приходит к тому же выводу: «Если бы было возможно начать снова  имея планету такой, как она была 10,000 лет назад — или хотя бы 500 лет, или 200 или 20 — и обладая современным знанием, у нас была бы гораздо большая вероятность достижения ‘устойчивого использования* планетарных ресурсов» (Earle, 1995, 219). Она говорит о «вопиющих данных.» Бытовавшее ранее мнение о «бесконечных запасах рыбы в бесконечно продуктивном океане» полностью развенчено за одно поколение. «Непомерно расширившийся спрос на продукты моря для того, чтобы прокормить растущее население, вместе с усовершенствованием средств ловли и транспортировки морепродуктов в отдаленные части земли резко изменили океанские экосистемы буквально за несколько поколений. Даже знакомые всем породы рыб — треска, сельдь, пикша, сайда, палтус, некоторые виды осетровых, и тунец— резко сократили свою популяцию из-за усиленного рыболовства» (Earle, 1995,169).

6. Cf. Murray (1972,219): «Вне всякого сомнения коллапс неизбежен. Вопрос только в том, как долго бизнесмены будут продолжать наживаться за счет будущих поколений.»

7. Другие примеры отрицания рассматривались Элсессером (Ellsaesser, 1992,1-26). Герман Кан в сотрудничестве с Эрнестом Шнайдером, назвал Глобальный отчет 2000 «Глобалуни 2000» (Kahn and Schneider, 1981). Max Singer (1992,35) спрашивает: «Откуда мы знаем, что остальной мир также станет современным и богатым?» И отвечает: «Потому что мы являемся свидетелями мощного процесса, формирующего мир, и знаем, что этот процесс работает и его не следует останавливать.» Согласно Эндрю Кенни (1994), «Земля в порядке; Проблемы создают «зеленые» (т.е. защитники окружающей среды, «верящие в глобальное потепление»). Его статья вышла в издательстве The Christchurch Press в Новой Зеландии под названием «Озоновая страшилка — почему она ненаучна?»

8. В одной работе сравнивается эффективность «переформулирования ситуации» и «переключения внимания» как способов уменьшения стресса из-за «очевидной угрозы» (Bloom, 1977). Но статья не проливает дополнительный свет на ситуацию с Саймоном и Каном. В другой работе высказано предположение, что отрицание может разделяться группой людей.  Индивидуумы, находящиеся в интерперсональных отношениях, могут использовать отрицание, чтобы избежать разрыва отношений (Dorpat, 1989). Не имея информации о интерперсональных сетях Саймона и Кана и мировоззрении их коллег, трудно использовать данную статью для анализа феномена отрицания двух ученых. Другие работы (Wurmser, 1989; Moses, 1989; Wangh, 1989; Wasyliw, et al. 1994; Langer, 1994) также не дают ответа на то, почему довольно эрудированные люди отвергают экологические факты, о которых я говорю в данной статье.

9. Этот термин впервые использовал Babinski (1941) во французском журнале. Следующие статьи расширили мое понимание его современного использования: Kihistrom and Tobias (1991); Weinstein (1991); Holmes (1994). Частично процесс отрицания имел место среди больных полиомелитом и их семей ( Davis, 1956), и я сам помню, как, находясь в военно-морском госпитале, отрицал факт раздробления моего таза  и воображал, что выйду из госпиталя через несколько дней (а вышел через несколько месяцев).

10. Более подробное описание данного поведенческого паттерна можно найти у Festinger et al. 1956.

11. Джордж Лундберг (1956. 377) в обзоре книги Котрелла  указывает, что  «без сомнения ее посчитают ‘пораженческой’ во многих кругах,» т.к. в ней утверждается, что … ‘доступная человеку энергия ограничивает то, что человек может делать и влияет на то, что он делает'» — тезис, который противоречит обеим доктринам изобилия, как свободного мира, так коммунистического. Называть эту книгу «пораженческой,» говорит Лундберг, это «своего рода вера в магию». Этот эпитет, по его мнению, «можно рассматривать как отрицание очевидного и фантазирование, на котором в большой степени основываются современные общественные науки.» Вывод Котрелла о зависимости социума от наличия энергетических источников и природы различных энергетических технологий находится в прямом противоречии с установками современных социальных наук (и западными культурными) традициями.

ЛИТЕРАТУРА

Abrahamson, Dean Edwin (ed.) 1989. The Challenge of Global Warming. Washington, DC: Island Press.

Ausubel, Jesse H. 1993. 2020 Vision. The Sciences, 33 (November/ December): 14-19.

Babinski, M. J. 1914. Contribution to the study of mental disturbance in organic cerebral hemiplagia (Anosognosia) [in French], Revue Neurologique, 1: 845-848.

Benedick, Richard Elliot 1991. Protecting the ozone layer: New directions in diplomacy. In Preserving the Global Environment: The Challenge of Shared Leadership, ed. Jessica Tuchman Matthews, 112-153. New York: W.W.Norton & Company.

Berlyne, N. 1972. Confabulation. British Journal of Psychiatry, 120 (January): 31-39.

Bloom, Larry J., B. Kent Houston, David S. Holmes, and Thomas G. Burish 1977. The

effectiveness of attentional diversion and situation redefinition for reducing stress due to a nonambiguous threat.» Journal of Research in Personality, II (Mazch):&3-94.

Brown, Lester R. 1995. Who Will Feed China? Wake-up Call for a Small Planet. New York: W. W. Norton & Company.

Brown, Lester R., Christopher Flavin, and Sandra Postel 1991. Saving the Planet: How to Shape an Environmentally Sustainable Global Economy. New York: W. W. Norton & Company.

Caplan, Louis R., Mark L. Dyken, and J. Donald Easton 1994. American Heart Association Family Guide to Stroke Treatment, Recovery, and Prevention. New York: Times Books (Random House).

Catton, William R.,Jr. 1980. Overshoot: The Ecological Basis of Revolutionary Change. Urbana: University of Illinois Press.

Cicerone, Ralph J. 1987. Changes in stratospheric ozone. Science, 237 (3 July): 35-42.

Cohen, Joel E. 1995a. Population growth and earth’s human carrying capacity. Science, 269 (21 July): 341-346. .. 1995b. How Many People Can the Earth Support? New York: W. W. Norton & Company.

Commoner, Barry. 1990. Making Peace with the Planet. New York: Pantheon Books.

Cottrell, Fred 1955. Energy and Society. New York: McGraw-Hill.

Crisman, William H. 1991. The Opposite of Everything Is True: Reflections on Denial in Alcoholic Families. New York: Morrow.

Davis, Fred 1956. Definition of time and recovery in paralytic polio convalescence. American Journal of Sociology, 61 (May): 582-587.

Demeny, Paul 1986. The world demographic situation. In World Population and U.S. Policy, ed. Jane Menken, 27-66. New York: W. W. Norton & Company.

Dorpat, Theodore L. 1989. Interactional perspectives on denial and defense. In Denial: A Clarification of Concepts and Research, ed. E. L. Edelstein, Donald L. Nathanson, and Andrew M. Stone, 17-35. New York: Plenum Press.

Earle, Sylvia A. 1995. Sea Change: A Message of the Oceans. New York: G. P. Putnam’s Sons.

Ehrlich, Paul R., John P. Holdren, and Richard W. Holm. 1971. Limits rarely perceived: Introduction. In Man and the Ecosphere: Readings from Scientific American, ed. Paul R.

Ehrlich, John P. Holdren, and Richard W. Holm, 41-47. San Francisco: W. H. Freeman and Company.

Ehrlich, Paul R., and Anne H. Ehrlich 1990. The Population Explosion. New York: Simon and Schuster.

Ellsaesser, Hugh W. (ed.). 1992. Global 2000 Revisited: Man kind’s Impact on Spaceship Earth. New York: Paragon House.

Festinger, Leon 1957. A Theory of Cognitive Dissonance. Evanston, IL: Row, Peterson.

Festinger, Leon, Henry Riecken, and Stanley Schachter 1956. When Prophecy Fails. Minneapolis: University of Minnesota Press.

Firor, John 1990. The Changing Atmosphere: A Global Challenge. New Haven: Yale University Press.

Flavin, Christopher, and Nicholas Lenssen 1994. Power Surge: Guide to the Coming Energy Revolution. New York: W. W. Norton & Company.

Grayson, Rear Admiral Gary T.1977. Woodrow Wilson: An Intimate Memoir. Washington, DC: Potomac Books.

Hardin, Garrett 1985. Human Ecology: The subversive, conservative science. American Zoologist, 25:469-476.

Hawley, Amos H. 1975. Man and Environment. New York: Franklin Watts, Inc.

Hecksher, August 1991. Woodrow Wilson. New York: Charles Scribner’s Sons.

Hendrickson, Chris, Lester Lave, and Francis McMichael. 1995. Time to dump recycling? Issues in Science and Technology, 11 (Spring): 79-84.

Holmes, D. S. 1994. Defense mechanisms. In Encyclopedia of Psychology,Volume 1, ed.

Raymond J. Corsini, 390-393. New York: John Wiley & Sons.

Hoover, Herbert 1958. The Ordeal of Woodrow Wilson. New York: McGraw- Hill.

Hopper, W. David 1976. The development of agriculture in developing countries. Scientific American, 235 (September): 197-205.

Inkeles, Alex 1994. Industrialization, modernization and the quality of life. In Ecology, Society & the Quality of Social Life, ed. William V. D’Antonio, Masamichi Sasaki, and Yoshio Yonebayashi, 51-79. New Brunswick, NJ: Transaction Publishers.

Kahn, Herman, and Ernest Schneider 1981. Globaloney 2000. Policy Review, 16 (Spring): 129-147.

Katz, Steven T. 1994. The Holocaust in Historical Context. Volume 1: The Holocaust and Mass Death Before the Mod em Age. New York: Oxford University Press.

Kenny, Andrew 1994. The earth is fine: The problem is the greens.» The Spectator, (12 March): 9-11.

Kerr, Richard A. 1988. Stratospheric ozone is decreasing. Science, 239 (25 March):1489-1491.

Keyfitz, Nathan. 1991. Population growth can prevent the development that would slow population growth.» In Pre serving the Global Environment: The Challenge of Shared Leadership, ed. Jessica Tuchman Matthews, 39-77. New York: W. W. Norton & Company.

Kihistrom, John E, and Betsy A. Tobias 1991. Anosognosia, consciousness, and the self. In Awareness of Deficit After Brain Injury: Clinical and Theoretical Issues, ed. George A. Prigatano and Daniel L. Schachter, 198-222. New York: Oxford University Press.

Langer, Karen G. 1994. Depression and denial in psychotherapy of persons with disabilities. American Journal of Psychotherapy, 48 (Spring): 181-194.

Litfin, Karen T. 1994. Ozone Discourse: Science and Politics in Global Environmental Cooperation. New York: Columbia University Press.

Lowe, Marcia D. 1991. Shaping Cities: The Environmental and Human Dimensions (Worldwatch Paper 105). Washington, DC: Worldwatch Institute.

Lundberg, George A. 1956. Review of Fred Cottrell’s Energy and Society. Social Forces, 34 (May): 377-378.

Magalini, Sergio I., Sabina C. Magalini, and Giovanni de Francisci 1990. Dictionary of Medical Syndromes (Third edition). Philadelphia: J. B. Lippincott Co.

Maurice, Charles, and Charles W. Smithson 1984. The Doomsday Myth: 10,000 Years of Economic Crises. Stanford, CA: Hoover Institution Press.

Mercer, Brian, Wendy Wapner, Howard Gardner, and D. Frank Benson 1977. A study of confabulation. Archives of Neurology, 34 (July): 429-433.

Moore, Stephen 1995. The coming age of abundance. In The True State of the Planet, ed. Ronald Bailey, 109-139. New York: The Free Press

Moses, Rafael 1989. Denial in political process. In Denial: A Clarification of Concepts and Research, ed. E. L. Edelstein, Donald L. Nathanson, and Andrew M. Stone, 287-297. New York: Plenum Press.

Murray, Bertram G., Jr. 1972. Continuous growth or no growth? What the ecologists can teach the economists. New York Times Magazine, December 10. Reprinted in Man and Environment, ed. Amos H. Hawley. New York: Franklin Watts, Inc. 1975.

Ophuls, William, and A. Stephen Boyan, Jr. 1992. Ecology and the Politics of Scarcity Revisited: The Unraveling of the American Dream. New York: W. H. Freeman and Company.

Orr, David W. 1992. Ecological Literacy: Education and the Transition to a Postmodern World. Albany: State University of New York Press.

Postel, Sandra 1994. Carrying capacity: Earth’s bottom line. In State of the World 1994, ed. Linda Starke, 3-21. New York: W. W. Norton & Company.

Rathjens, George W. 1991. Energy and climate change. In Preserving the Global Environment: The Challenge of Shared Leadership, ed. Jessica Tuchman Mathews, 154-186. New York: W. W. Norton & Company.

Revelle, Roger 1976. The resources available for agriculture. Scientific American, 235 (September): 165-178.

Revkin, Andrew 1992. Global Warming: Understanding the Forecast. New York: Abbeville Press.

Rowland, F. Sherwood 1989. Chlorofluorocarbons and the depletion of stratospheric ozone. American Scientist, 77 (January/February): 36-45.

Salamon, Michael J. 1994. Denial and acceptance: Coping with defense mechanisms. Clinical Gerontologist, 14 (No. 3):17-25.

Sears, Paul B. 1956. Some notes on the ecology of ecologists. Scientific Monthly, 83 (July): 22-27.

Shapiro, Barbara E., Michael P. Alexander, Howard Gardner, and Brian Mercer 1981. Mechanisms of confabulation. Neurology, 31 (September): 1070-1076.

Shreeve, James 1995. The brain that misplaced its body. Discover, 16 (May): 82-91.

Simon, Julian L. 1980. Resources, population, environment: An oversupply of false bad news. Science, 208 (27 June): 1431-1437 .. 1981. The Ultimate Resource. Princeton,NJ: Princeton University Press.

_______. 1994. Pre-debate statement. In Scarcity or Abundance? A Debate on the Environment, ed. Norman Myers and Julian L. Simon, 5-65. New York: W. W. Norton & Company.

Simon, Julian L., and Herman Kahn 1984. The Resourceful Earth: A Response to ‘Global 2000.’ New York: Basil Blackwell.

Singer, Max 1992. Alternative perspectives on the earth’s prospects. In Global 2000 Revisited: Mankind’s Impact on Spaceship Earth, ed. Hugh W. Ellsaesser, 27-63. New York: Paragon House.

Stannard, David E. 1992. American Holocaust: The Conquest of the New World. New York: Oxford University Press.

Sutton, Antony C. 1979. Energy: The Created Crisis. New York: Books in Focus, Inc.

Szell, Gyorgy 1994. High technology: Industrialization and problems of development, la Ecology, Society & the Quality of Social Life, ed. William V. D’Antonio, Masamichi Sasaki, and Yoshio Yonebayashi, 149-168. New Brunswick, NJ: Transaction Publishers.

Tangley, Laura 1988. Preparing for climate change. BioScience. 38 (January): 14-18.

Tsui, Amy Ong, and Donald J. Bogue-1978. Declining world fertility: Trends, causes, implications. Population Bulletin, 33 (October): 3-6,30-34.

Wager, Janet S. 1995. Double exposure. Nucleus, 17 (Winter 1995-96): 1-3,12.

Walworth, Arthur 1965. Woodrow Wilson (Second edition revised). Boston: Houghton Mifflin.

Wangh, Martin 1989. The evolution of psychoanalytic thought on negation and denial. In Denial: A Clarification of Concepts and Research, ed. E. L. Edelstein, Donald L. Nathanson, and Andrew M. Stone, 5-15. New York: Plenum Press.

Wasyliw, Orest E., Linda S. Grossman, and Thomas W. Haywood 1994. Denial of hostility and psychopathology in the evaluation of child molestation. Journal of Personality Assessment, 63 (No. I): 185-190.

Wattenberg, Ben J. 1984. The Good News Is the Bad News Is Wrong. New York: Simon & Schuster. . 1987. The Birth Dearth. New York: Pharos Books.

__. 1995. Baby Boomers’ birth dearth calls for increased immigration. The News Tribune (Tacoma, WA), December 17, p. 15.

Weinberg, Alvin M. 1973. Technology and Ecology — Is there a need for Confrontation?» BioScience, 23 (January): 41-45.

Weinstein, Edwin A. 1991. Anosognosia and denial of illness. In Awareness of Deficit after Brain Injury: Clinical and Theoretical Issues, ed. George P. Prigatano and Daniel L. Schacter, 240-257. New York: Oxford University Press.

Wigley, Tom M. L. 1995. A successful prediction? Nature, 376 (10 August): 463-464.

Wurmser, Leon 1989. Cultural paradigms for denial. In Denial: A Clarification of Concepts and Research, ed. E. L. Edelstein, Donald L. Nathanson, and Andrew M. Stone, 277-286. New York: Plenum Press.

Zajonc, Robert B. 1968. Cognitive theories in social psychology. In The Handbook of Social Psychology, ed. Gardner Lindzey and Elliot

* * * * *

Данная статья вышла также на сайте greatchange.org. Уильям Р. Каттон, Мл – профессор-эмеритус социологии Университета шт. Вашингтон. Его биографию можно найти на Википедии  en.wikipedia.org/wiki/William_R._Catton,_Jr.  Русский перевод книги Каттона Overshoot можно найти на сайте  http://biospace.nw.ru/books/overshoot.pdf

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s