Смерть Интернета

Джон Майкл Грир
The Archdruid Report
29 апреля 2015 г


Я всегда умилялся тому, что многие кажется забыли: интернет выполняет функции, которые нельзя назвать новыми.  Задолго до интернета люди читали новости, публиковали эссе и истории, находили дорогу в незнакомых местах, делились фотографиями кошечек с друзьями, заказывали продукты из магазинов домой, смотрели на картинки с людьми без одежды,  посылали полные ненависти анонимные письма ничего не подозревающим реципиентам,  и делали почти все, что они делают сегодня в интернете. В настоящий момент выполнять все эти  вещи в интернете дешевле и удобнее, чем использовать другие альтернативы,  и это делает интернет таким популярным. Если такое положение изменится – т.е. если интернет станет дорогим и менее удобным, чем другие варианты — маловероятно, что он сохранит свою популярность.

Начнем с того, что посмотрим на расходы. Каждый раз, когда я на своем блоге говорю о будущем интернета,  я получаю отклики и письма читателей, полагающих, что стоимость месячных услуг вполне разумна, что якобы должно указывать на дешевизну всего интернета.  Чтобы развеять это заблуждение, я рекомендую им поговорить с людьми, работающими в центрах баз данных.  Они услышат о грузовиках, отвозящих ежедневно на склад один за другим ящики с хард-дисками и другими компонентами взамен тех,  которые уничтожаются каждый день.  Они услышат о счетах за электроэнергию,  объема которой хватило бы на маленький город.  Они услышат о многих других расходах.  Центры баз данных  обходятся недешево, их тысячи, и они составляют только одну часть громадной инфраструктуры, называемой интернетом:  по многим критериям, самым гаргантюанским технологическим проектом за всю историю человечества.

Ваша ежемесячная плата за интернет покрывает лишь небольшую часть стоимости интернета.  Откуда приходит остальное? Это зависит от того, какую часть сети взять.  Базисную часть оплачивают интернет-сервис провайдеры (ISPs), которые используют вашу небольшую ежемесячную плату, часть больших платежей, поступающих от крупных пользователей, и часть от рекламодателей.  Провайдеры контента  для покрытия своих расходов используют поступления от рекламы, от игр в онлайне  (pay-to-play), от продаж товаров и услуг, упаковки и продаж ваших персональных данных рекламодателям и государственным агентствам,  а также деньги инвесторов и кредиторов. Обычно ISPs  получают небольшой доход от предоставления услуг, но многие контент-провайдеры не имеют дохода. Amazon, например, может быть наибольшим  ритейлером на планете, и его продажи достигают заоблачных высот, но его  расходы  также возрастают,  поэтому доходы в целом весьма небольшие. Многие другие компании – контент-провайдеры — включая такую большую хищную рыбу как Twitter,  терпят убытки год за годом.

Как им удается оставаться в бизнесе?  Ответ: комбинация больших инвестиционных денег и ультра-дешевые долги.  Это обычная история для новых технологий. На протяжении первых декад,  она  значительно облегчается  федеральной политикой снижения банковских процентов практически к нулю для таких технологий. Инвесторы, мечтающие о покупке акций следующего продукта Microsoft,  обеспечивают венчурный капитал  для интернетовских стартапов, банк предоставляет кредиты для существующих компаний,  рынки акций и облигаций подхватывают различные ценные бумаги, штампуемые интернет-бизнесами, и все эти деньги идут на покрытие счетов интернета.   Это достаточно рискованная игра для инвесторов; они прекрасно понимают, что значительное число компаний, которых они финансируют, всплывут животами вверх, но некоторые выживут, и будут либо куплены за большие деньги крутыми интернет-компаниями, либо сами начнут получать прибыль и станут крутыми.

Заметьте, однако, что этот процесс имеет неожиданные преимущества для обычных пользователей интернета:  великое множество услуг бесплатны,  потому что инвесторы венчурного капитала и кредитные линии в настоящее время поддерживают все расходы. Увеличение числа просмотренных страниц или «кликов» гораздо важнее сегодня для будущего интернет-компании, чем ее доход, и поэтому обычный бизнес-план заключается в предоставлении набора свободных продуктов не заботясь о финансовой стороне дела.  Это очень удобно для интернетовских пользователей,  но это также создает иллюзию того, что интернет ничего не стоит.

Как я ранее отмечал,  такое положение довольно типично в первые десятилетия появления новых технологий.  По мере взросления технологии, рынки насыщаются,  стартапы  становятся рискованными,  и венчурный капитал ищет новые зеленые пастбища.   Как только это происходит, компании, занимающие главенствующее положение в данной отрасли, стремятся продолжить свой бизнес хорошо отработанным способом, т.е. за счет прибыли, а это означает обложение рынка монетарными услугами, которые были ранее свободными и снизить уровень услуг до минимума.  Это бизнес-как-всегда, и он означает конец большей части некоммерческого контента, который придает интернету такую большую роль в массовой культуре.

Другими словами, интернет должен пройти обычную траекторию взросления, по которой шли другие технологии, он должен стать дорогим, менее удобным, сконцентрированным на получении быстрой прибыли.  Правительства уже начали облагать налогами интернетовские продажи, забирая ключевые “тайные субсидии”, которыми подпитывали интернет за счет воровства у других секторов, причем налогообложение интернета только возрастет по мере того, как жадные государственные чиновники будут взирать на волну денег, циркулирующих в онлайне.
Эти перемены не смогут убить интернет, но в значительной степени подрежут крылья утопическим фантазиям, гуляющим по всемирной паутине, и заставят людей пересмотреть свои приоритеты в бизнесе и вернуться в реальный мир.

Кроме всего прочего, растет и мутный мир преступлений в онлайне, шпионаж и войны, которые будут со временем становиться все жестче.  Я думаю, большинство уже начинает понимать, что сегодня в интернете не может быть «безопасных данных», и что стоимость ведения бизнеса в онлайне включает в себя повышенный риск того, что ваши кредитные карточки будут украдены, ваши банковские счета обчищены,  ваши личные данные использованы для сомнительных целей,  а файлы на вашем компьютере будут зашифрованы без вашего ведома, так что вы должны будете заплатить большой выкуп за их расшифровку – данная махинация, насколько мне известно, последний тренд преступлений в интернете.

Преступления в онлайне – одна из немногих криминальных областей, в которой вы должны разбираться не хуже бандита, поскольку в скором времени интернет будет уже  не информационным супер-хайвеем, а скорее будет похож на плохо освещенную улицу какого-нибудь захолустного городка, по которой даже крокодил не отважится пойти в одиночку.  Тенденции шпионажа в онлайне и кибер-войны трудно разглядеть, но они могут стать серьезным препятствием для работы в интернете.

Преступления в онлайне, шпионаж и войны не более губительны для интернета, чем обычное старение технологии. Они приведут к тому, что стоимость онлайна будет превышать пользу от него,  и интернет будут терпеть, но редко им пользоваться.   Но они также помогут многим уйти из сети.  Это одна из вещей, которые всегда происходят и всегда скрыты от энтузиастов новейших технологий: через несколько десятилетий развития таких технологий, люди начинают понимать, что им нравиться больше старая технология, спасибо большое,  и возвращаются к ней.  Поворот от интернета уже начался, и он станет еще заметнее со временем; многие уже воспринимают светлое будущее интернета наподобие абсурдных утверждений 1950 года о том, что каждый ресторан можно будет посещать, не выходя из машины.

Действительно, возрождение театров в золотой век кинотеатров не привело к смерти кинематографа, а возрождение велосипедов не отменило автомобили. Подобным образом, возрождение интереса к офф-лайновым практикам и технологиям не убьет интернет.  Они просто ускорят приход авангардной культуры вместо блеклой, усыпляющей, небезопасной, и контролируемой корпорациями и государством культуры,  и направят ее в другое русло.  Они не убьют интернет, но положат камень с надписью «Здесь покоится» на утопические фантазии, запрудившие сегодня интернетовскую культуру.

При всех трудностях, я не вижу причин, однако, почему интернет не будет существовать еще n-ое количество лет.  В этих условиях, он потеряет большинство своих качеств, делающих его популярными среди авангардной публики, и станет еще одним централизованным, регулируемым средством массовой информации,  заполненным до отказа корпоративной рекламой и контентом с наименьшим общим знаменателем, и вытесненными на периферию или вовсе обрезанными диссидентскими голосами.   В конце концов, это нормальная траектория информационной технологии в сегодняшнем индустриальном мире; то же самое произошло с радио и с телевидением, несмотря на грандиозные умопомрачительные заявления  в первые годы; с «возрастом» попавших под каток  коммерческих реалий.

Но все же есть некоторые существенные различия.
Радио и телевидение, как и большинство других известных технологий, определяющих жизнь в современном индустриальном обществе, родились и выросли в условиях растущей экономики.  Интернет, напротив,  родился во время последнего великого всплеска нефтяного века — последних десятилетий двадцатого века, на протяжении которых индустриальные страны  выбирали остатки нефти, которые могли бы смягчить переход к устойчивой экономике, но вместо этого устроили последнюю оргию ничем не сдерживаемого потребительства — и он созревал в годы, когда начиналось сокращение экономики и экология брала реванш.

Рост цен, падение качества услуг, безжалостная монетаризация стареющей технологии, вместе с ростом преступлений в онлайне и неизбежный отход от интернетовской культуры ударят по интернету в момент,  когда  у глобальной экономики не останется сил, а огромные расходы на поддержание интернета в его нынешней форме должны будут покрываться из корзины реальных ценностей, у которых другие задачи. Более того, некоторые из этих задач будут гораздо насущнее, чем необходимость  снабжать пользователей удобным способом пересылки фотографий котят. Неумолимая реальность добавит свой прессинг на монетаризацию услуг интернета, и заставит пересылать фотографии котят другими способами.

Здесь важно помнить, как уже отмечалось, что интернет просто более дешевый и удобный способ выполнения того, что люди делали задолго до появления первого вебсайта, и причина того, почему он дешевле и удобнее сегодня состоит именно в том, что пользователей интернета субсидируют инвесторы и венчурные капиталисты, финансирующие интернетовскую индустрию.  Это, впрочем, не единственные субсидии от которых зависит интернет. Вместе с остальной частью индустриального общества, он также субсидируется сконцентрированной на протяжении полумиллиарда лет  солнечной энергией в форме ископаемого топлива. По мере его исчерпания, огромные вливания  в интернет энергии, труда, сырья, промышленных продуктов и других форм национального богатства станут слишком дорогими способами пересылки фотографий котят (для которых конечно найдутся другие способы).

Существуют также проблемы масштабов.  Большинство доинтернетовских средств коммуникаций и информационных технологий чрезвычайно легко масштабировались. Небольшая община могла иметь свою библиотеку, свою небольшую прессу, свою радиостанцию и передачи, и таким образом могла прекрасно выполнять свои главные функции,  даже если бы оставшееся человечество внезапно оказалось стертым с карты Земли.  У интернетовской технологии нет такого преимущества. Она на много порядков сложнее и дороже, чем радиопередатчик, не говоря уже о  технологии книгопечатания 14-го века; более того, для небольшой общины, преимущества от использования интернета вместо более простых эквивалентов никак не смогут оправдать непомерно возросшие затраты.

Но, конечно, будущий мир не будет состоять из одной общины, окруженной пустырем.  Это одна из причин, по которым интернет не пропадет в одночасье.  Телекоммуникационные компании в некоторых обедневших частях сельской Америки уже оставляют свои сети без присмотра, т.к. плата от пользователей не покрывает расходы на их поддержание.  На мой взгляд, это предвестник будущего интернета —неравномерного упадка, вызванного локальными отключениями, некоторые из которых однако могут восстанавливаться на время.

При всем при том, вполне возможно, что интернет еще останется с нами лет на пятьдесят. Он будет соединять государственные агентства, военные подразделения, оборонные ведомства и горстку университетов, которые переживут нарастающий развал академической науки, здесь в США, а также предоставлять электронную почту и другой сервис очень богатым людям, но во многом будет скорее походить на  первоначальный DARPAnet, чем на круглосуточный виртуальный космос для доверчивых голов.

Если вы не войдете в круг очень богатых людей или не будете служить указанным институтам,  в 2065 году у вас не будет доступа в интернет. Вы сможете, конечно, врубиться в него, если у вас достаточно умения и вы не боитесь закончить жизнь в лагерях;  но если вы не преступник или шпион, работающий на восставших Юга или диссидентов Запада, игра не стоит свеч.  Оставаясь обычным американцем в 2065 г, вы будете жить в условиях Третьего мира, без регулярного доступа к электричеству и водопроводу, будете покупать вещи на ближайшем рынке, выяснять у знакомых, что происходит в мире, как добраться до ближайшего города, и, да, будете продолжать рассматривать картинки людей без одежды.   Более того,  в деиндустриализованном мире, такой способ ведения дел будет проще, надежнее и полезнее, чем барочные лабиринты интернетовской сети.

Ответить на вопрос, когда точно заглохнет последний писк интернета, невозможно. Задолго до того, как это случится, однако, он потеряет свою текущую роль светоча прогресса  и станет тем, чем должен быть: нелепо сложным способом выполнения дел, которые можно выполнять гораздо проще; технологией, временно оказавшийся на поверхности человеческой истории благодаря  изобилию и дешевизне ископаемого топлива.

http://thearchdruidreport.blogspot.com/2015/04/the-death-of-internet-pre-mortem.html

 

Реклама

Смерть Интернета: Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s