Изменение климата? Нет, его разрушение

Джордж Монбиот
The Guardian
27 сентября 2013

Уже тысяча блогов и колонок во весь голос кричат, что новый отчет Межгосударственной Комиссии по Изменению Климата (IPCC) – это сборник ужасов, цель которого разрушить глобальную экономику. Однако на самом деле он весьма консервативен.

После достижения согласия между сотнями авторов и рецензентами были включены только те положения, которые труднее всего подвергнуть сомнениям. Даже при согласии ученых, отчет будет еще раз отредактирован с учетом возможных замечаний со стороны политиков: новый отчет получил 1855 комментариев со стороны 32 правительств [1].

Другими словами, это возможно самый всесторонний и строгий процесс оценки научных исследований за всю историю науки.

В данном отчете нет никаких радикальных отступлений от более ранних оценок, опубликованных в 2007 г, однако прибавилось доказательств, подтверждающих размах глобального роста температур, таяние ледяного покрова, таяние ледников, поднятие и окисление океанов и изменения в характере погоды.

Мессидж знакомый и бьющий по голове: «Все плохо, как мы и думали.»
То, что в отчете описывается сухим научным языком, можно сформулировать так: происходит разрушение благоприятного климата, в котором эволюционировали и процветали люди, и потеря условий, в которых развивались многие другие формы жизни. Климатические перемены и глобальное потепление — неадекватные термины для описания того, что открывается перед нами. Отчет говорит о разрушении климата.

Это катастрофа, которую можно предвидеть, но невозможно представить во всем объеме. Это катастрофа, которую мы не способны предотвратить.

Непризнание отчетов IPCC проявляется во многих формах: от тихого игнорирования – так поступает большинство – до шумного отрицания. Вопреки – или возможно благодаря – научной состоятельности, отчеты IPCC порождают целую коллекцию теорий заговора: Комиссия IPCC пытается возвратить нас в каменный век или подталкивает к установлению нацистской/коммунистической диктатуры, которая загонит нас в лагеря и заставит собирать собственные велосипеды. (Кроме всего прочего, они называют ученых «пугалами» …)

В газетах Mail и Telegraph, и на пыльных задворках интернета, отчет (и его черновик, проникший в прессу несколько недель назад) был просвечен на предмет любых неясностей, которые могли бы его дискредитировать. Комиссия докладывает о том, что на всех континентах, кроме Антарктики, антропогенный вклад в поверхностный рост температур значительный, поэтому те, кто напуган данными, игнорируют другие континенты и концентрируются на Антарктике, которая служит «доказательством» того, что причина климатических перемен не в ископаемом топливе.

Они же цепляются за признание Комиссией «уменьшения поверхностного нагрева за период 1998–2012», но в то же время игнорируют тот факт, что прошлое десятилетие – самое теплое за всю историю снятия показаний.

Критики намеренно пропускают мимо ушей выводы Комиссии о том, что некоторое замедление нагрева скорее всего вызвано вулканическим извержением, флуктуацией интенсивности солнечной радиации и естественной изменчивостью планетарного характера.

Если бы не антропогенный вклад в глобальное потепление, эти факторы могли бы существенно охладить поверхность за указанный период. Наблюдаемое небольшое увеличение температур указывает всё же на большую величину антропогенного вклада.

Но отрицание выводов Комиссии только часть проблемы. Важнее поведение влиятельных людей, которые заявляют – в личной беседе — что признают выводы. На этой неделе бывший президент Ирландии Мэри Робинсон выступила с поддержкой многих из нас, заявив что единственный выход — это оставить ископаемое топливо в земле. Нажмите на любого министра в неофициальной обстановке и он согласится с вами. Но ни одно правительство ничего не сделает по этому поводу.

Видимо, чтобы как-то отметить новый отчет IPCC, наше Министерство бизнеса и инноваций развернуло гигантский постер на первом этаже своего офиса: «Нефть и газ Великобритании: Подпитка для Британии ! 13.5 млрд фунтов стерлингов инвестировано в этом году в добычу отечественной нефти и газа, больше чем в любой другой промышленной сектор.»

Мессидж был бы еще более прозрачным, если бы в нем говорилось прямым текстом: «пошли вы все». Он говорит о том, что все правительства работают на катастрофу, хотя публично ее осуждают. Они «мудро» соглашаются что-то предпринять для предотвращения катастрофы, и в то же время поддерживают промышленность, которая ее вызывает.

Неважно, сколько ветрогенераторов или солнечных панелей или атомных станций вы построите, если одновременно не прекращается добыча ископаемого топлива. Нам нужна глобальная программа, целью которой будет оставить большую часть угля, нефти и газа в земле, и перейти к разработке новых источников и уменьшению колоссальных трат энергии.

Но правительства во всем мире далеки от всего этого и по-прежнему стараются выжать последние капли из своих запасов и добраться до запасов других. По мере того, как опустошаются близлежащие запасы, энергетические компании начинают эксплуатировать самые отдаленные части планеты, подкупая и надавливая на правительства с целью пробиться к новым запасам: будь то дно океанов или тающая Арктика.

И правительства, позволяющие это делать, продолжают лить крокодиловы слезы над состоянием планеты.

Ссылки:
[1] http://www.climatechange2013.org/ipcc-process/

http://www.theguardian.com/environment/georgemonbiot/2013/sep/27/ipcc-climate-change-report-global-warming

http://www.theguardian.com/environment/ipcc

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s