Капитуляция или смирение?

Каролин Бейкер:

Фукушима, перемены климата и вымирание: капитуляция или смирение ?

22 августа 2013 г
Carolynbaker.net

Всё на свете умирает, всё на свете живет;
Но наша задача умереть,
Умереть и проложить дорогу,
Дорогу по волнам.
~Антонио Мачадо~

Недавно читатель моего вебсайта попросил прояснить разницу между  смирением и капитуляцией.  Когда мы  стоим перед лицом катастрофических климатических перемен,  вымирания видов и самого страшного радиоактивного загрязнения за всю историю , вытекающего из ядерной станции Фукушима,  как мы должны реагировать? Читатель оказался погруженным в глубокое отчаяние и чувствовал себя полностью разбитым и неспособным на сопротивление— он отказался от усилий по спасению  и все глубже погружался в охватившее его отчаяние.  Это было похоже на самоубийство, но он не был к нему готов— по крайней мере в этот момент, и на ум его пришло слово “капитуляция”,  т.е. отказ от сопротивления.

Сегодня утром я читаю заголовки в Гардиен: «Фукушима предупреждает: уровень опасности на станции поднялся до «серьезного»,  в это время Уолл-стрит джорнал заявляет о том, что «ТЕПКО потеряла контроль». Несколько дней назад я разместила на своем сайте последнюю статью Гая Макферсона  «19 причин для самопроизвольных перемен климата«,  а блог Вашингтона сообщает, что «На Западное побережье Америки вскоре обрушится вся радиация Фукушимы», с детальным описанием северотихоокеанского течения. Почему бы мне не капитулировать в этой ситуации?  Почему бы не пойти и не купить себе какую-нибудь потрясающую обновку или съесть 700 фунтов шоколада? Или не пойти в тренировочный зал?  Ты что с ума сошла?

Как я уже писала раньше, иногда люди говорят, “Послушай, когда наступит катастрофа после 2030 г, нас уже здесь не будет, поэтому неважно, что я ем или не ем”.

Это называется капитуляцией или отказом от сопротивления, и с моей точки зрения,  это трусливая дьявольская сделка, которая говорит о том, что у меня здесь нет никакой цели кроме того, чтобы дышать, пить воду и переваривать пищу.  Капитуляция означает уступку, молчаливое согласие и угодливость.  То же самое, что смирение?  Нет.

Я надеюсь, что каждый, кто читает эти строки, как и я, не захочет так покорно, так тихо, так угодливо сойти в бездну, которую создал наш вид. А если захотим – если в этот беспрецедентный момент в истории планеты мы определим свое существование только в физической плоскости,  как если бы у нас  не было никакой связи с вечным или неизменным — , тогда мы  неизбежно поведем себя так же глупо как поборники промышленной цивилизации, занятые разрушением планеты.
Смирение фундаментально отличается от капитуляции, поскольку в отличие от последней, это не пассивный акт.  Смирение всегда выбор, и в нынешнем статусе  умирающей Земли, мы вряд ли сможем изменить что-либо во внешней среде,  но у нас есть способность встретить свою судьбу.  Конечно  у нас есть возможность и право выбрать путь забвения на подобие опьяневших до дури, либо бесчисленных миллионов, выбравших этот путь.

В своем воображении я все время возвращаюсь к тем, кто выжил в нацистских лагерях смерти и негласных, и на первый взгляд бесполезных приемах, которые они ежедневно использовали, чтобы выжить. Это могли быть рисунки на земле или шутки, рассказанные тайно друзьям,  или стремление каждый день найти смысл в мелочах, посреди адско-тяжелой работы и жестокости лагерной жизни.

Сдаться легко. Смирение требует огромного мужества и достоинства- веры в то, что  человеческое достоинство что-то значит, даже если человек потерял семью и друзей. Смирение признает, что человеческая раса марширует слепо на своей же похоронной процессии, и что некоторые на этой процессии все же будут задавать себе вопросы.  Что мне делать?  Как лучше использовать оставшееся время?  Над чем я должен работать оставшиеся годы? Что я могу оставить после себя?  Какой смысл я передам людям, окружающим меня?  В чем я нахожу смысл?

По мере того, как люди подходят к концу, пересмотр их жизни становится их главной задачей. Как я жил/жила? Как я любил/любила? Какие у меня были самые счастливые моменты в жизни? Самые несчастные?  И самое важное: чему я научился/научилась? Кем я стал/стала в результате мудрого выбора и что принесли мне мои ошибки?  Неизбежно будет сетование, и надвигающиеся похороны – это место для скорби и очищения. Но как сказал Вильям Блейк, “Чем глубже горе, тем больше радость,”  и если мы пустим горе в свое сердце, радость непременно выплывет из ее глубин.

В настоящий момент мы столкнулись с ужасающей реальностью. Убивает планету не только климат, но и катастрофическое положение с фактами, которые мы не можем измерить и которые от нас скрываются.  К счастью у нас достаточно информации о климатических переменах, но испуганные Homo sapiens скрывают реальное положение вещей на  Фукушиме вот уже два года. Чувство бессилия растет с каждым часом. Фукушима потеряла контроль. Мы тоже.

В книге «Мир как как любимый, мир как душа»,  Джоанна обращается к работе польского психиатра Казимиржа Дабровски, который говорит о  “позитивной дезинтеграции” или растрескивании внешней скорлупы, что, по его мнению, “ позволяет проявиться высшим психическим структурам и сознанию.”  То, что разлагается во время катастрофы, это не наша с вами суть,  не наше глубинное я, но скорее наша защита, наши представления о себе самих, то есть, наше эго.  И я говорю —  давай его сюда.  Нет, не психоз, не помешательство,  а реальную декомпозицию эго.

Хотя человеческое эго находится под сильным давлением, реальность такова, что оно нам необходимо. Я спрашиваю всех, кто заявляет, что освободился от своего эго, как им удается найти ключи от машины или ключ от двери.  Мы не можем жить без эго, но в отличие от того, что думают отцы промышленной цивилизации, эго – лишь небольшой аспект нас самих. Вымирание видов и Фукушима – самые лучшие и самые худшие примеры того, к чему может привезти эго, и оставленное без присмотра, эго всегда будет множить эти ужасы.

Человеческое эго дошло до своего предела, и наше сражение между капитуляцией и смирением можно представить как предсмертный вздох. Эго привело нас к пасти смерти, в результате чего должна умереть по крайней мере старая парадигма, но, возможно,  речь идет о нашей фактической смерти.  Поэтому пришло время прекратить инвестировать 99% энергии в логистику и  1% в эмоциональную и духовную подготовку — если, конечно, осталось время и желание.  На самом деле это соотношение должно поменяться местами.  Поэтому  есть много причин, чтобы – начать подсчет, мы уже маршируем в похоронной процессии.  Перед нами громадная работа  по эмоциональной и духовной подготовке к тому, что нас вскоре ожидает. Если у кого-то возникли вопросы  в отношении того, что я имею в виду, свяжитесь со мной.

Смерть трехмерной, порожденной веком Просвещения, патриархальной, бездушной, убивающей планету индустриальной парадигмы уже близится, и нам не следует восставать  против нее, если мы не в состоянии выполнить эмоциональную и духовную работу по ее преодолению и трансформированию сознания путем смирения перед неизбежным.  То, что нам необходимо – это не дополнительный курс пермакультуры или еще одно ведро ячменя, но нежный взгляд и касание друг друга.

Нам необходимо открыть сердца, и пусть наши слезы зальют землю и смоют грязную корку цивилизации, давно пачкающую  и парализующую наши души.  Это, дорогой читатель, не капитуляция, но выбор, который мы делаем для того, чтобы подняться, измениться, и со спокойным лицом встретить катастрофу.
Возможно  пришло время умирать, но, как говорит поэт, давайте умрем и проложим дорогу по волнам.

*  *  *
Каролин Бейкер (Carolyn Baker), доктор философии, адъюнкт-профессор истории и психологии и психотерапевт, занимающаяся частной практикой 17 лет. (Она никогда не была лицензированным психологом). Ее последняя книга Sacred Demise: Walking The Spiritual Path of Industrial Civilization’s Collapse (Священная смерть: духовный путь через коллапс индустриальной цивилизации) уникальна, т.к. предлагает эмоциональный и духовный инструмент подготовки к жизни в пост-индустриальном мире. Выходящая скоро книга Navigating The Coming Chaos: A Handbook For Inner Transition (Проход через  хаос: справочник по внутреннему переходу). Ее блог http://carolynbaker.net.

Добавить комментарий

