О вере в разум

(Из книги И.М. Постников «Воспоминания и эссе»,  2006,  ISBN 966-530-000-8)*

 

Овладеть разумом — значит, овладеть ежедневным счастьем.

— Мысли Великих

Предисловие

Предлагаемая вниманию читателей книга содержит размышления автора о вере в разум, о защите человечества от войн и других опасностей, связанных с неразумными направлениями развития науки и техники (разрушение природы), о роли научного мировоззрения, о сохранении поэзии и радости жизни.

Наибольшая опасность вследствие утраты разума – гонка вооружений (в особенности, проводимая США). Человечество стоит на грани мировой ядерной катастрофы. Многие люди с ужасом чувствуют, как их увлекает роковая бездна, другие закрывают глаза на происходящее, третьи посылают проклятья маньякам атомного вооружения, четвертые верят, что их минует опасность смерти и они смогут уцелеть.

Но главные артисты мировой трагедии полны адского воодушевления, граничащего с безумием. Разумные люди пытаются воздействовать на них. Поэты ищут огненного слова, которое могло бы подействовать на души безумцев. Другая, не меньшая опасность уничтожения человечества, — разрушение природы научной и промышленной деятельностью.  В настоящее время, в связи с обновлением социализма, демократией и гласностью, с поворотом США и СССР на сближение и разоружение, ростом взаимных интересов в странах капитализма и социализма, а также странах «третьего мира», возникает надежда на спасение мира от «усовершенствованной» войны, а также от загрязнения и разрушения природы, надежда на создание мира без войн на основе разума и гармонии взаимных интересов, надежда на рост культурных, экономических и политических связей всех людей, развитие новой культуры радости и гуманизма.
Но препятствиями к этим надеждам остается жажда власти и неограниченный эгоизм, а также отставание духовного развития масс, другими словами, потеря руководящего значения разума.

Разум не стал во главе человечества. Ввиду заблуждений в науке, создания ядерных, химических и биологических вооружений, разрушения природы, создалось даже недоверие к разуму. Это трагическая ошибка. Только разум может спасти человечество. Религиозные верования не приводят к единству. Вера в нравственность, совесть, традиции не охватывает массы людей.

Разум человека – основная его опора в жизни, действительный его «хозяин» и «лоцман»; он требует правильного, к нему отношения. Я увидел, что люди, надеясь на разум, по существу не знают его достаточно глубоко и многосторонне. Часто смешивают разум и интеллект, разум и науку, разум как деятельность мозга (по Бехтереву), разум как здравый смысл и т.п.

В данной книге, в предельно кратком объеме, развиваются идеи о проблеме развития разума человека, личности, общества и всего человечества. Используются выдержки из работ некоторых авторов (см. список литературы), в особенности, идеи В.И. Вернадского.

Содержание и характер изложения моих мыслей могут показаться необычными, поскольку в них соединены политические, литературно-художественные, экономические, научно-фантастические и общенаучные аспекты. Вместе с тем, они создают некоторую общность, из которой вытекают практические предложения людям культурного фронта, ученым, и людям труда, в самом широком смысле.

Основное, что утверждается в предлагаемой книге – это тесная связь разума с радостью и поэзией жизни, из которой вытекает смысл и цель самой жизни. На связь смысла жизни и ее поэзии указывали многие великие поэты и ученые, в частности, В.И. Вернадский, идеи которого заслуживают детального изучения. На некоторых из них я останавливаюсь в этой книге. Мысли о языке поэзии в науке и философии, о научной и философской поэзии, о связи писателей и ученых, высказываются весьма кратко и заслуживают более подробного изучения. Мысли о роли творческой фантазии и интуиции, веры в разум, о бессмертии разумного человечества во вселенной, о бессмертии разумной человеческой личности, непосредственно связаны с мировоззрением В.И. Вернадского.
История человечества представлена в книге как борьба разума и зверства, в особенности, история 20-го века.

Приводятся мысли о развитии «литературы фактов», о литературе как орудии борьбы за гуманизм, об обновлении социализма, о связях культур в духе единства (завет Гёте), о плюрализме, индивидуализме и коллективизме.

Итоговым можно считать заключительный параграф о «двух лозунгах» в деятельности человека. Проводится сопоставление американского лозунга «Дело есть дело, время – деньги» и лозунг социализма «Дело – есть радость, время – жизнь». В разделе «Вопросы и ответы» проводится обсуждение некоторых идей, поднятых в книге.

О предельной утрате разума консервативной капиталистической элитой

«Я действительно боюсь усиления военно-промышленного комплекса.»
— Президент Эйзенхауэр

Военно-промышленный комплекс, Пентагон, производители и торговцы оружием, их слуги и идеологи неудержимо наращивают свои прибыли на военном производстве.

Консервативные круги США готовятся к космической войне, изображая ее как «оборону». В Европе правители ряда стран НАТО поддерживают линию, направленную на совершенствование вооружений и ядерное устрашение.
С другой стороны, сельский труженик или рабочий поглощен ежедневной работой, создающей средства к существованию целого народа. После рабочего дня он стремится к семье, к отдыху от трудов, к радостям жизни, к красоте природы…

Внезапно ему ударяют в голову сообщения по радио или телевидению об опасности подготовки ко всеобщей атомной войне…
Все это кажется ему ужасным кошмаром. Неужели на свете есть облаченные властью люди, открыто занятые подготовкой к массовому убийству людей?
Неужели на свете есть люди, поддающиеся чудовищной пропаганде об опасности военного нападения со стороны стран социализма на США и страны НАТО, несмотря на заявление ООН о том, что страны социализма никогда не начнут войну первыми.

Вся идеология стран социализма направлена к миру и вынуждена прибегать к войне как к обороне. И это известно всем людям мира.
Неужели люди, военные промышленники, политики, генералы и некоторые ученые, занятые разработкой атомного и химического оружия, не понимают, что это безумие?

В современный период демократии и гласности в советской печати и выступлениях отмечается, что часть вины за гонку вооружений должны взять на себя страны Варшавского Договора, ввиду ошибочного «принципа баланса вооружений». Этот принцип, якобы, вызывал страх и недоверие со стороны США к нашей мирной политике. Предлагается ввести «принцип баланса интересов».

Это сложный вопрос и его следует отнести к специалистам по международной политике. Думается, что установление «принципа всеобщей безопасности» и «баланс вооружения на все более низком уровне» наиболее правильна. В настоящее время, в связи с радикальной перестройкой социализма в экономике и политике, предложений о ликвидации атомного и химического оружия к концу 20 века появляется надежда на создание разумных взаимоотношений между миром капитализма и миром социализма.

Во всем мире растет разделение на силы войны и силы мира. В мире капитализма растет преступность, терроризм и эгоизм богатых. Растет безработица. Бедные становятся беднее, а богатые богаче. Растет увлечение мистикой [1], растет число самоубийств. Во многих странах мира, в Африке, в Центральной и Латинской Америке, на Ближнем Востоке идет необъявленная, зверская, война… Консерваторы США распространяют сумасшедшую ложь: противников народной демократии называют героями, борцами за свободу, а борцов за истинную свободу – террористами.

Некоторые западные ученые доказывают, что биологическая природа человека – это природа животного. И этим объясняют приступы жестокости и стремление к войнам. [2] В действительности, жестокость обычно возникает со стороны угнетателей, опасающихся потерять власть и богатство. Болезнь разума, проповедь исключительности нации, фашизм, который как чума, охватил народ Германии, привели ко Второй мировой войне, с ее невиданной жестокостью.

Но силы мира по численности далеко превосходят силы войны. Прежде всего, это страны социализма и неприсоединившиеся страны: Финляндия, Швеция, Индия, Греция, ряд стран Латинской Америки, Китайская Народная республика.

В последнее время отмечается благоприятный поворот к мирной политике в США и странах НАТО, в особенности, в ФРГ. Вместе с тем, Пентагон и правые партии ряда стран НАТО, признавая необходимость сохранения мира, поддерживают политику «ядерного устрашения». Поэтому основная надежда – рост движения народов во всем мире за устранение атомного и химического оружия.

Выступления против войны в различных слоях общества постоянно нарастают (политические партии, профсоюзы, ученые, писатели, врачи, юристы, антивоенные организации, студенты, религиозные деятели). Даже среди трезвомыслящих капиталистов, немало противников войны. В качестве примера можно назвать антивоенную борьбу изобретателя-миллионера Б.С. Бенсона [ЛГ от 05.05.84]. Б.С. Бенсон проклял орудия убийства, стал страстным борцом за мир, главой «Движения Бенсона». У него есть интересная мысль о человечестве, условно собранном в объеме одного кубического метра. Политические деятели в этом кубе составляют одну стотысячную долю миллиметра, коммерсанты, извлекающие прибыль от войны – одну десятитысячную миллиметра, ученые – толщина листа бумаги, гражданское население, втянутое в военное производство – шесть миллиметров и столько же профессиональные военные. Всего 1,3 см и они угрожают отправить на тот свет остальных людей, т.е. 98,7 см всего человечества!

Растет ненависть к «хозяевам войны». Это движение вселяет надежду на то, что разум восторжествует.
Человечество переживает критический период своего существования. Если возьмет вверх разум — наступит мир и человечество вздохнет свободно. Если возьмут вверх низменные страсти, проповедь ненависти, жестокость и безумие — человечество погибнет.

Эта мысль должна заставить действовать всех людей. Не надо поддаваться успокоительному обману милитаристов и «правых» политиков. Война может возникнуть вследствие ошибки или злой воли одного маньяка.

Самая большая опасность – отупление сознания от раскрытия все новых возможностей применения атомного оружия. Так, например, информация правительственного консультанта США, ученого физика-пагуошца Р. Гарвина, на круглом столе «Известий» (от 10. 09. 88) о 50-процентной вероятности ядерной войны в течение 25 лет, если гонка будет продолжаться, не вызвала отклика. Люди просто не поверили, что это может быть правдой, иначе это звучало бы как набат. Физик Р. Гарвин заметил, что трудно определить вероятность «случайного» начала ядерной войны.

Но опасность отупления сознания существует не только у народов, но у их политических руководителей и некоторых ученых.
Несмотря на благоприятный поворот в отношениях Запада и Востока остаются многие тормозящие консервативные силы, как с одной, так и с другой стороны. До их сознания еще не дошла вся пагубность сохранения и усовершенствования ядерного оружия в то время, когда, по исследованиям ученых, необходимо предельно быстрое его запрещение. Ядерное устрашение не только не является «защитой», но напротив ведет к большей опасности возникновения войны.
Гонка производства атомного оружия и планирование 3-й мировой войны не могут быть объяснены иначе, как следствие болезни сознания.

Известно, что в 1775 г. французский инженер Дюперрон представил Людовику XVI военное изобретение, которое выбрасывало одновременно 24 пули. Но машина показалась королю и его министрам Тюрго и Мальзербу такой ужасно бесчеловечной, что она была отвергнута, а изобретателя сочли врагом человечества [3].

При господстве разума, различие в государственном строе принципиально не должно приводить к войнам, т.к. все вопросы взаимоотношений стран могут решаться за столом переговоров. Третья мировая война может быть предотвращена за столом переговоров прежде всего потому, что в этой войне не будет ни побежденных, ни победителей.

Мечта о гармонии межгосударственных отношений может быть навечно осуществлена, если будет усвоен принцип невмешательства и справедливости в международных делах, а в более общей формулировке, принцип разума и человечности в мировоззрении людей всей планеты. Необходимо более энергично расширять взаимопонимание людей мира капитализма и мира социализма, развивать обмен материальными и духовными ценностями.

О расширении понятия разума

Понятие разума часто отделяется от души и сводится к интеллекту. Встречаются даже такие определения как «опасность разума», «опасность науки».

Разум личности – прирожденная и развитая способность к мышлению, добрым делам и добрым чувствам, определяющим духовное богатство личности: в него входят такие понятия как совесть, любовь, поэзия, воля, высшие порывы и др. – то, что в просторечии приписывается «сердцу» или «душе». Короче, разум в широком смысле – это комплекс интеллекта, поэзии и доброй души. Разум и душа образуют единство.

Преобладание злых чувств (ненависти, самомнения, низменных страстей и злых дел — антипода добра), несмотря на развитый интеллект, ведет к утрате разума и самой жизни.

Приведенное определение нельзя понимать формально. Преобладание низменных страстей приводит к ослаблению и сильного интеллекта, и, наоборот, слабый интеллект может обесценить и добрые чувства.

О добре и зле

Понятия «добра» и «зла» определяются разумом. Высказываются мысли о равновесии добра и зла в человеке, и даже о независимом существовании зла в природе. С этим нельзя согласиться. Разум человека включает интеллект и добрые чувства. Преобладание злых чувств приводит к «потере человека». Человек ведет непрерывную борьбу со злом за утверждение добра.

Существуют два пути: 1) путь христианства – непротивление злу насилием, чтобы не создавать новое зло, и 2) идейное разоблачение зла и устранение ростков зла по принципу садовника, который пропалывает вредные растения, мешающие развитию полезных. Эта борьба отражает многообразие частных путей развития общества – эволюция и революция.

О развитии разума

Основное влияние на развитие разума оказывает среда, общественное устройство, школа, наука и практика, литература и искусство, материальные условия жизни, состояние здоровья, наследственность.
Особенно важно для развития разума правильно организованная школа от начальной к высшей на принципах производительного труда и радости в системе обучения, и воспитания воли для преодоления трудностей. Основным качеством личности должно быть стремление к единству с другими, с обществом себе подобных. Разум личности обогащается до понятия разума общества и далее человечества в целом, как некоего отражения «разума природы» (под «разумом природы» понимаются диалектические законы развития материи и жизни, их устойчивость, поэзия и мудрость).

Здоровье и сила личного и общественного разума – основы сохранения и развития человечества. Источник веры в разум – человеческая практика и мысли великих подвижников человечества в направлении борьбы со злом.

Некоторые ученые пишут, что на основе компьютеров принципиально возможно создание «искусственного разума». Но т.к. разум включает в себя психические элементы – понятие души, совести, любви, поэзии и пр., — его невозможно создать на основе компьютера.

Быстрое развитие науки дает общий импульс развитию разума и сознанию. Однако социальные условия жизни приводят к тому, что это развитие идет неравномерно и все более отстает от разума передовой части человечества. Развитие науки опережает рост развития сознания.

О помраченном сознании

Наука в значительной степени оказалась оторванной от народа вследствие одностороннего увлечения ученых и культурной отсталости масс, стала на службу эгоизма политиков. Из средства спасения она превратилась в ряде случаев в опасность для человечества.

Понижение уровня сознания возникло и в правящем классе и военных кругах. Это проявляется в росте неофашизма, терроризма, эгоизма, в торговле оружием. Такое затемнение сознания приводит к страданиям человечества в результате войн, опасности уничтожения не только в войне, но и от разрушения природы.

Некоторые философы утверждают, что деятельность людей определяется их интересами и страстями, но не разумом. Такие «интересы и страсти», если они не разумны, приводят к жестоким столкновениям и обращают прогресс человечества вспять.

Великие философы и мыслители Древней Греции, Средних веков и просветители 17-18 веков определяли разум, как ведущую силу, имея в виду «божественный разум». Философия марксизма, не отвергая веру в разум, имеет в виду человеческий разум. При этом разумным является подчинение интересам, которые не препятствуют человеческому прогрессу. Например, интересы мира и социализма и интересы сохранения природы являются разумными для всего человечества. Определение «прогресса» нуждается в пересмотре. В простом смысле его, вероятно, следует понимать как общественное признание роста добра, или как сохранение жизни человечества.

Во всех странах капитализма наблюдается разброд и снижение уровня сознания, рост мистицизма. Крайние формы проявления безумия связаны с расизмом, массовым насилием, слепым подчинением власти. Когда люди теряют способность действовать разумно, приходит конец всякой свободе. Цель распространения иррационального импульса ясна – отвлечение народа от мыслей о перестройке общества на основе разума, стремление сохранить господство буржуазии.
Более благоприятная картина наблюдается в странах социализма и неприсоединившихся странах, но следует отметить и здесь недостатки культуры, влияние буржуазной идеологии на часть населения.

Отставание роста культуры и развитие разума проявляется в сохранении, а также усилении «низменных страстей» — алкоголизма, национализма, ксенофобии, нетерпимости к религиозным различиям и т.п.
Затемнение разума проявляется особенно в ошибочных научных, экономических и политических идеях руководства обществом.

В частности, особенно опасны последствия загрязнения природы отходами промышленности и энергетикой, опасные химические производства, ядохимикаты, нерациональное водное и лесное хозяйство, опасность «мирного атома».

Не менее опасно падение уровня культуры широких масс народа, ошибочная политика в развитии образования, загрязнение языка, потери времени на словопрения и газетную продукцию, раздутые штаты…

На предотвращение этих опасностей должны быть неотложно направлены усилия деятелей культуры и науки. Но главное – использование всей полноты политической власти. Некоторые высказываются против приоритета политики над экономикой. В переживаемый нами период укрепления демократии, гласности, необходимости быстрых решений по спасению общества, роль политики радикально изменяется. Каждый гражданин становится политиком.

О вере в науку и вере в Бога

Вера в разум не противопоставляется вере в Бога. Религиозное идеалистическое мировоззрение воспитывалось на протяжении многих веков. Наиболее выдающиеся художники и поэты посвятили свои труды религии. Искусство храмов и богослужений, церковное пение и музыка привлекала сердца людей, не только верящих в Бога, но даже ученых и атеистов. Религиозное воспитание связывалось с поэзией. Оно укрепляло веру в бессмертие души, в существование загробной жизни, чем привлекало массы людей, несмотря на очевидное противоречие с наукой.

Опасность состоит в том, что наука в своем развитии все больше отдаляется от массы народа. Чем дальше идет развитие науки о вселенной и о микромире, о сущности жизни, тем больше возникает «странностей» мира.
Научные исследования приводят иногда к неясным или не согласующимся с разумом выводом. Идеалистические высказывания многих крупных ученых не способствовали укреплению материалистического научного мировоззрения. Вместе с тем, идеализм ученых часто не связан с верой в Бога. Это, по существу, вера в природу.

Острота противоречий между материализмом и идеализмом связана, как известно, с политической борьбой. Идеализм в виде религии, или веры в Бога, в политической борьбе вместе с церковью и буржуазией часто становился на сторону реакции. Идеализм ученых не связан с религией, близок к материализму и по существу находится на стороне угнетенных классов. Это вера в законы саморазвития материи до уровня сознания и собственной души, вера в разум, быть может, единственная деятельная вера человека будущего.

Философия научного материализма не отвергает исторические мечтания человечества. Красота и поэзия религии привлекает людей независимо от философии. Боги Эллады и христианства, например Венера Милосская или Сикстинская мадонна, остаются символами вечной красоты для всех философий, религий и вер.

Вера в разум родилась уже в первобытном обществе, когда человек увидел, что может заострять каменные орудия и противостоять хищным животным. Но он еще не знал, что он Homo sapiens, человек разумный. Вера в Бога в дальнейшем не ослабила веры в разум.

При быстром развитии разума и его влиянии на жизнь общества, вера в разум укреплялась стихийно; но одновременно возникла опасность для самого разума ввиду быстрого развития низменных чувств, например, эгоизма. Вера в разум стала отождествляться с верой в «высший разум». С другой стороны, развитие материалистической философии определило веру в разум как психологическую опору человечества в борьбе за жизнь отдельной личности и всего человечества. Возникает идея «веры в себя», т.е. в свой, личный разум. (См. например, идеи американских альтернативистов, ИЛ, №12, 1986). Но вера в себя требует познания себя, обогащение разума передовыми идеями, проверкой их на практике жизни.

Ставить разумные и достижимые цели

Следует ставить перед собой разумные и достижимые цели и добиваться их выполнения. В этом случае вера в себя совпадает с верой в разум и приносит истинное счастье. Вера в разум не пассивна, она возникает и укрепляется в борьбе со злом, побуждает разумные действия в преодолении неразумных и опасных эмоций. В этом случае необходима воля и мобилизация всех духовных сил личности, интеллекта и здравого рассудка.

Некоторые люди поддаются низменным страстям, ловят успех, когда «деньги сами плывут в руки». Но такая жизнь эфемерна и омрачена опасностью бесславного конца или борьбой с собственной совестью. Человек здесь потерян для себя…

В литературе можно встретить много примеров таких «героев удачи». (Например, «Сердца трех» Дж. Лондона). К сожалению, в нашей литературе мало художественных изображений положительных и отрицательных персонажей в этом смысле. В публицистике часто отмечаются опасности философии прагматизма, ведущей к утрате разума.

Рост разума человечества в целом должен обеспечить рост общественного богатства, устранение войн, снижение болезней, свободу и высокую культуру народов, освобождение сознания от мрака.

Преодоление непомерного эгоизма, злобы и ненависти потребует единства действий всех людей, верящих в разум. Надо, чтобы люди искали и находили смысл своей жизни.

Деятельность правительств и ученых должна быть направлена, в первую очередь, на спасение природы и общества от разрушения неразумными действиями людей. Наука, литература и искусство должны развиваться на основе разума, в направлении создания царства поэзии природы и человеческих отношений, по заветам великих гуманистов прошлого и настоящего.

О смысле и цели в жизни человека, о поэзии и философии

Смысл жизни – в познании красоты (поэзии) жизни и умножении ее собственной деятельностью.

Поэзия и красота – не синонимы. Поэзия – высшая душевная красота природы и человека. Трудно описать все величие поэзии. Так, например, поэзия труда познается и умножается сознанием полезности и совершенства полученных результатов, радостью обеспечения жизни личности, семьи и общества.
Поэзия науки – радостью открытий, познания природы и общества, полезности результатов для общества.

Поэзия искусства и литературы – радостью познания и умножением богатства духовной жизни человека, поисками «жизненного компаса», любви к великим героям.

Глубокое знание поэзии заключено в самой природе, в творениях поэтов, писателей и художников, и главное – в деятельности по изучению природы и сохранению ее как основы жизни человека.

Но главный источник поэзии жизни – истинная любовь как соединение физической любви и душевного родства, самый великий дар природы человеку. Этот дар возможен для каждого человека, но, к сожалению, не многие способны его сохранить. Также легко утратить и разум.

Любовь к детям и детей к родителям удерживает поэзию жизни.
Здесь следует отметить, что многие люди, будучи занятые повседневными трудами, теряют чувство поэзии жизни, источник радости и силы. По выражению Гёте «поэзия – драгоценный клад». Но этот клад для многих находится «за семью печатями». Открытие и использование этого клада – главная задача личности и общества в целом.

Чувство поэзии и радости жизни заложено природой и свойственно здоровому человеку от рождения. Источники радости жизни бесчисленны, но важен их правильный выбор. Это, прежде всего, радости труда, чувство любви к людям и природе, чувство свободы. В творениях великих поэтов и музыкантов, в частности Чайковского, Бетховена, Тагора, Пушкина, Уитмена, Гёте, Лермонтова, Некрасова, и др. рождаются источники великой силы и радости человека. Упадок такой литературы и развитие литературы жестокости, эгоизма и пошлости ведет к снижению уровня сознания и преждевременной смерти общества [4].

Чувство эгоизма также заложено в человеке природой и, при контроле разумом, необходимо и прогрессивно. Сила этого чувства зависит от внутренних и внешних условий жизни человека, и от уровня сознания. Чувство эгоизма должно уравновешиваться нравственным чувством (совестью), также заложенным природой, но развиваемым воспитанием.

Идеологи капитализма доказывают, что эгоизм в виде свободного предпринимательства является двигателем прогресса. Но непомерное развитие эгоизма приводит к утрате разума. Такое помрачение разума достигло опасной степени ввиду угрозы гибели человечества в войнах, разрушения природы и снижения духовных сил общества.

Повышение уровня сознания возможно прежде всего на пути овладения наукой, в частности научной философией. Целью изучения и развития философии должно быть не только усвоение ее логических основ, но и воспитание духовных качеств человека.

С этой точке зрения представляется ошибочным идея отделения философии от политики. Современная политика, основанная на демократии, является делом всего народа. Изучение философии должно быть связано с современной наукой примерами из истории религии, истории науки как непрерывного приближения к истине, анализом ошибочных философских систем. Философия и другие науки излагаются «научным» или «философским» языком, апеллирующим к логике. Это правильно. Но в процессе изучения необходим также другой язык – язык жизненной практики и язык поэзии. В науке в целом заключена поэзия, не меньшая чем в религии, и источник этой поэзии неисчерпаем. Это ощущение радости от внутренней согласованности разума и поэзии природы. Эту красоту хорошо чувствует ученый и философ, но ее надо сделать понятной для народа (и даже для самих ученых!). Речь идет не только о популяризации науки. Простая популяризация не дает достаточного эффекта, а при неудачном изложении может нанести вред.

В частности, научная философская поэзия не должна быть только дидактической, т.е. поучительной, но и содержать в себе «тайну поэзии», о которой писал великий русский критик В.Г. Белинский. (Некоторые дидактические стихотворения, правда, могут быть приравнены к поэтическим и сохраняют свое значение на века.). В то же время она не должна допускать какого-то ущемления «обычного», (социального, природного или любовного) направления поэзии, а должна, наоборот, усиливать его. По определению В.Г. Белинского «Поэзия – высший род искусства. Она выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук и картина и определенное, ясно выговариваемое представление». Поэтому поэзия заключает в себе элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны каждому из искусств.

«Искусство есть непосредственное созерцание истины, или мышление в образах».

Очевидно, «образы» научной поэзии должны быть не только в виде формул, картин физических или химических явлений и процессов, но и в художественном творчестве, творческой фантазии, в «творчестве» природы и в жизни человека.

Связь поэзии и философии можно увидеть в творчестве великих поэтов: Гёте, Тагора, Пушкина. Здесь во многом поэзия и философия слиты воедино. Эти примеры показывают, что предстоит еще большая работа по соединению мировоззрений поэтов и ученых.

В особенности от ученых и поэтов следует ожидать произведений, содержащих прогнозы и мечты о лучшем будущем человечества. Мечты о будущем двигают деятельностью человека, без них жизнь обедняется. Мечты связаны с поэзией человеческой жизни и, если следовать правильному направлению, их можно превратить в реальность.

В переживаемое нами время наука, литература и искусство должны развиваться в едином направлении – создавать господство поэзии природы и общества. Поэтому поэты, писатели и ученые должны объединиться в создании новой культуры — культуры разума и радости. Поэты должны быть на высоте понимания научных достижений, а ученые на высоте поэзии научного мировоззрения. Не следует забывать формулу Горького: «Писатели и поэты – «инженеры» человеческих душ». Читатели, в особенности молодые люди, ищут в литературе образцы для подражания. Но произведение может послужить читателю оружием для создания его души, только если оно служило оружием для собственной души писателя.

«Литература фактов» может рождать литературу художественного вымысла, но вместе с тем иметь приложение к широкому диапазону радостей человеческой жизни, помогать преодолевать страдания и горечь поражений. Это возможно и такая литература ждет своих талантов. Ведь герои великих писателей гениально списаны с живых людей.

Сказанное не стоит понимать как социальный заказ. Это скорее заказ наших детей и внуков, стоящих у края бездны…

В работах американских ученых Дж. Ройса и А. Пауэлла [5] доказывается, что для каждой личности должен быть свой индивидуальный смысл жизни в зависимости от характера его психики, образа его «я». «Быть человеком – значит, прежде всего искать смысл жизни» — пишут они. Верно, что каждый человек стремится жить в соответствии со своими личными наклонностями, темпераментом, родом занятий и т.п. Но правильнее следовало бы сказать: «Смысл жизни прежде всего в том, чтобы стать человеком разумным при всех различных наклонностях и интересах».

Французский публицист Жак Дюкень [6] пишет: «В эпоху Возрождения мы не видим толпы. Мы видим личности. Они могут вызывать у нас восхищение или ужас, будь то убийцы, заговорщики, или величайшие художники. Какой монотонной, обесцвеченной кажется после этого наша жизнь, насыщенная удобствами цивилизации, но лишенная игры и блеска подлинного бытия. Жизнь, в которой красота стандартна, а уродство не живописно. Возможно ли счастье в электронной эре? А если его нет, то зачем тогда жить? И что делать человеку в этом мире? Каков его смысл?»

Из этих высказываний видна потеря направления поисков смысла жизни у большинства людей. Разве жизнь в нашу эпоху монотонна? И разве поэзия, которая одна дает смысл и цель жизни, исчерпана?

О фантазии и интуиции

В познании природы и повышении уровня сознания все более важным становится развитие научной, инженерной и поэтической фантазии и интуиции [7].
Научно-техническая революция поставила творческую научную фантазию на рельсы реальности. Открытие и применение атомной энергии для мирных целей, развитие математических машин (компьютеров, роботов), космическая наука и техника, открытия в молекулярной биологии (наследственность), новейшая медицина — все это показывает тесную связь науки с мечтой и фантазией. Вместе с тем разум человека должен определить дальнейшее движение науки и ее применение. Трагической утратой разума подвержены даже некоторые ученые, работающие в области использования атомной энергии для вооружений. Не менее трагическим является попытка использовать космическую технику и биологию для военных целей.

Как пример творческой фантазии в ее наиболее полезной связанной с верой в разум, форме, проявилась фантазия в замечательных романах Жюля Верна. Ее принципы – наука и человечность, останутся бессмертными.

Буйная фантазия иногда выступает у писателей-фантастов, которые описывают миры и мыслящих существ, мало соответствующих реальности. Тем не менее, такая фантазия может содержать творческие элементы (Пример: Уэллс, Лем, Ефремов, Кларк, Брэдбери и др.)

Поэтическая фантазия, отличающаяся богатством воображения и мечтами о «царстве поэзии», наблюдается у поэтов [8,12 и др]. Этот вид фантазии пока не получил желаемого развития. Например, это касается поэтического изображения отдаленного будущего на Земле или других планетах. Фантасты рисуют иногда инопланетян как жестоких существ, желающих завоевать Землю. Разумеется, принципиально это не исключено. Но не эти существа определяют будущее человека во вселенной. Это – антиподы человечества. Определяют человечество люди мирного труда.

В истории человечества можно видеть переплетение гуманизма и зверства. Гуманизм в целом был ведущей силой, а зверство — силой разрушающей. Если бы зверство восторжествовало, это давно привело бы к гибели или одичанию человечества. Опасность гибели человечества остается. Не следует думать, что гуманизм растет стихийно. Он растет только в борьбе со зверством. (Об этом сказал еще Вольтер). Этот закон борьбы противоположностей, очевидно, справедлив и для вселенной. Надо верить в то, что в инопланетном человечестве ведущим является разум, т.е. интеллект, добро и поэзия.

Фантазия в некотором отношении связана с интуицией. Интуиция – вид познания, как, например, неожиданное открытие в науке или изобретение в технике, как бы без предварительного продумывания. Сущности интуиции посвящено много исследований, но до настоящего времени тайна интуиции не раскрыта. В интуиции выражена тесная связь мышления человека и процессов, происходящих в природе (разум человека как часть разума природы).
Интуиция в познании вселенной указывает на врожденную и развитую способность человека использовать свою связь с космосом. Но интуиция и разум должны быть согласованы.

В идеалистической философии значение интуиции преувеличивается, когда утверждается, что существование бога познается не разумом, а интуицией. Интуиция может в отдельных случаях превосходить логическую способность разума, но разум, в конечном итоге, должен подтвердить выводы интуиции. Без этого подтверждения выводы интуиции не могут быть признаны истинными.

О ноосфере

По учению проф. В.И. Вернадского наша планета, содержащая литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу изменяется вследствие деятельности человека. Возникает ноосфера, сфера человеческой деятельности. [10, 11] Близкие мысли высказывались К. Циолковским, Тейяром де Шарденом, Леруа и др. Однако понятие ноосферы у Шардена, Гердера, Бюффона, Гете, Гумбольдта, Ратцеля, Реклю и др. носили идеалистический характер.

Разделение на сферы условно. Например, биосфера не ограничивается поверхностью Земли, и по учению Вернадского и других ученых связана с космосом. Ноосфера связанная с биосферой, простирается по всем направлениям и стремится в космос. Строгое определение понятия ноосферы требует привлечения различных областей науки. [12]

Определение ноосферы как сферы деятельности человека требует разъяснения. Надо думать, что речь идет о разумной деятельности человечества в самом широком плане. Человечество, биосфера и ноосфера – явление космическое. Следовательно, предположение о том, что люди одиноки во вселенной, следует отбросить как противоречащее разуму и интуиции. Биосфера и ноосфера на населенных планетах, вероятно, также вечны, как и материя и энергия. Ученые пока еще не смогли добиться связи с иными мирами, но нет сомнения, что такая связь будет установлена. Отсюда можно сделать вывод, что человечество также вечно, как и сама вселенная.

Уровень сознания человечества определяет уровень развития ноосферы. Сознание и разум определяются не только развитием науки и техники, но и развитием добрых психических качеств. История развития нашей планеты, ее биосферы и ноосферы, растений, животных и человека, наконец, развития человеческого общества подтверждают большую вероятность существования ноосфер на других планетах. Можно думать, что во вселенной происходит вечный круговорот материи, биосферы и ноосферы. На одних планетах происходит только зарождение жизни и разума, на других развитие и расцвет, на третьих умирание и, может быть, сохранение «семени» для нового круга эволюции. Образно говоря ноосфера представляют собой как бы «душу» человечества во вселенной. Но не следует делать поспешный вывод о том, что эта вечная душа человечества является «божественной».

О научной и поэтической фантазии

Гипотезы науки о конечных размерах вселенной не могут быть приняты разумом и интуицией человека.
В религиозных фантазиях Индии, Китая, Японии большое место уделяется связи человека со вселенной. Эти фантазии представляют большой интерес для науки [11,13,14].

Поэтическая фантазия о жизни во вселенной, в комплексе с научной фантазией, должна быть предметом будущих научных и поэтических трудов о продолжении жизни. Современная научная фантазия отличается достаточной бедностью даже для близкого нам будущего (25 – 50 веков). Можно указать на примеры интересных научных фантазий у Фламмариона и Мерсье [15, 16].

В науке известны гипотезы о конечности вселенной в пространстве и времени, но размеры, количество вещества и время существования вселенной достаточны, чтобы принять их бесконечными. Гипотетическое количество населенных планет измеряется многими тысячами в нашей галактике. Гипотеза об уникальности нашей планеты не принимается интуицией и разумом, т.к. в этом случае появление жизни, биосферы и разума явилось бы невероятной случайностью в бесконечной вселенной. [17]

Немыслимо огромные расстояния, отделяющие обитаемые планеты, представляются пока непреодолимыми для человечества. Но обязательна ли обычная физическая встреча? Не исключено, что она могла бы принести разочарование или даже войну. Встреча может быть путем радиосвязи, как это описано в книге И.С. Шкловского [18], или же путем мысли, что может быть важнее, чем физическая встреча.

Как можно мыслить себе бесконечное существование? На Земле после смерти остаются потомки и добрые дела. Среди потомков могут быть духовно близкие люди. Но эта близость возможна и на других планетах (неважно, как и через сколько времени). Достаточно думать, что это возможно, и тогда смерти нет. Могут возразить, что это пустая фантазия, но научная фантазия не противоречит разуму, следовательно, никогда не пустая. Важно, чтобы она укрепляла жизнь и веру в разум, и чтобы смерть не страшила.

О бессмертии разумной человеческой личности

Этот вопрос рассматривался у многих авторов. В некоторых религиях бессмертной считалась душа, которая после смерти тела переходит в «царство небесное», если жизнь была праведной. Если жизнь была греховной, то душа обречена на вечные муки.
В индийской и египетской религии «душа человека» после смерти испытывает ряд перерождений — в человека или животное,— в зависимости от того, как жил человек.

Более утонченным является пантеизм. В пантеизме бессмертием считается соединение с божеством, за которое принимается вся природа. В некоторых философских учениях бессмертием считается соединение с «мировой душой», или «субстанцией» вселенной. Эта вера имеет мистический характер. Вера в «мировую душу», или «высший разум», является мистической и близка к религии. Душа человека понимается как «искра божия» в человеке.
Под бессмертием личности в научном (материалистическом) смысле понимается приостановление старения организма (что маловероятно). Но если такое «бессмертие» было бы достигнуто, оно имело бы два существенных недостатка, делающих его неразумным. А именно: недопустимый рост населения и снижение числа детей – что снижает радость жизни.

Более реальным и абсолютным можно считать бессмертие общественной личности. После смерти человека остаются его дети, внуки, друзья, родина, человечество. Остаются результаты его трудов и «нечто» переходит в других людей, пока живет человечество. Например, у Пушкина читаем:

«Нет, весь я не умру.
Душа в заветной лире
От тленья убежит
По смерти станет жить»

И мы видим, что такая личность как Пушкин действительно остается бессмертной.

Бессмертны герои, погибшие за родину или в борьбе за свободу народа.
Хотя бессмертие личности действительно и объективно в целом для человечества, живая личность верит в это бессмертие слабо. Все дело в том, что понимать под «личностью». Исходная мысль для этого понимания может быть взята у Уитмена, согласно которому человек «не умещается между башмаками и шляпой». Подобные высказывания мы находит у Гёте [4].

Воспитание чувства коллективизма (товарищества) обеспечивает не только богатство личности, но и веру в абсолютное бессмертие. В частности, эта вера возможна при социализме. Личность, живущая без веры в разум и действующая вопреки разуму подвержена абсолютной смерти.

Об индивидуализме и свободе личности

Воспитание духа индивидуализма и свободы личности при капитализме, понимаемое прежде всего как свобода предпринимательства (бизнеса), приводит к понижению уровня сознания и, как следствие, к невозможности веры в бессмертие и потере ощущения счастья. Сила и свобода этой личности ограничивается другими людьми.

При социализме обеспечивается воспитание действительно сильной и свободной личности. Сила и свобода этой личности возрастают от взаимодействия с другими. Некоторые люди, особенно в капиталистических странах, склонны считать в качестве «сильной личности» свободного индивидуалиста. В действительности же, эта свобода является лишь иллюзией. Она приводит к ущемлению личности и самомнению. По мере того, как человек заражается самомнением, он теряет перспективу, широту взглядов и глупеет. [4] Сильная личность получает истинное счастье от общения с людьми и идеалами прошлого (как настоящими, так и вымышленными), борцами за счастье народа, великими учеными, писателями и поэтами, и живет одновременно в прошлом и будущем. Сильная личность сочетает в себе индивидуализм и коллективизм, элементы различия и общности с близкими людьми. Социализм не угрожает однообразием личности, как это утверждается буржуазной пропагандой. Скорее можно говорить об угрозе разнообразия и взаимного непонимания.

С развитием уровня сознания и единой веры в разум человека изменяется понятие «индивидуальности» и «личности». Развитие коллективизма не ведет к одинаковости душ людей, как думают противники коллективизма. Индивидуальность и коллектив непрерывно (и по-своему) обогащаются культурой. Человек человеку в пределе будет не только брат и товарищ по труду и досугу, но и друг невиданной глубины, родственная душа (таких родственных душ история знает немало). Можно представить себе человечество будущего, когда каждый индивидуум и коллектив будет обладать большей силой и радостью жизни, чем сегодня. Религии не ведут к рождению такого братства. Только в первобытном христианстве было возможно подобное братство, но впоследствии христианство стало «религией богатых». Теперь некоторые религии ведут ожесточенные войны против «неверных». По религии буддизма жизнь есть страдание, но вера в разум утверждает жизнь как радость, даже в том случае, когда преодолевается страдание.

Истинное братство и свобода личности может родиться только в совместной деятельности большого масштаба, например, в преодолении разрушительных сил природы или неразумной деятельности людей, в преодолении низменных чувств. Чем выше уровень сознания, тем прочнее вера в бесконечность существования, тем счастливее жизнь этого человека и тем свободнее он от страха смерти. Смерть для него – возвращение в бессмертное родное человечество.

Поэтическая фантазия посмертного существования при вере в разум рождает чувство бессмертия во вселенной. В приведенном ниже стихотворении Уитмена хорошо ощущается «чувство бессмертия во вселенной»:

«Ночью я открываю мой люк и смотрю,
как далеко разбрызганы в небе миры,
И все, что я вижу – есть только граница
новых вселенных…
Нет ни на миг остановки, и не может быть
остановки. Если бы я и все миры сколько есть
снова в эту минуту свелись к бледной
текучей туманности, это была бы безделица
на нашем долгом пути. Мы вернулись бы
снова сюда, где стоим сейчас. И отсюда
пошли бы дальше, все дальше и дальше.
Несколько квадрильонов веков, несколько
октильонов миль не задержат
этой минуты, не заставят ее торопиться.
Как далеко не смотри, за твоей далью
есть дали. Считай сколько хочешь,
неисчислимы года…


«Сегодня перед рассветом я взошел на вершину горы
и увидел кишащее звездами небо.
Я спросил свою душу: Когда мы овладеем
Всеми этими шарами вселенной, и всеми их усладами,
и всеми их знаниями,
будет ли с нас довольно?
И моя душа сказала: Нет, этого мало для нас, мы пойдем мимо
и дальше» .

Космические фантазии поэтов, подобные уитменовской, полны веры в неограниченное могущество разума, помогают любить землю, сохранять и умножать ее красоту. Любовь к Земле и проникновение в ее поэзию увеличивается от сознания причастности к космической жизни. Жизни Земли, наука о земле все более тесно связывается с космосом. Космические фантазии принципиально не противоречат науке и вере в разум. Если понимать личность как сказано выше, способную возрождаться в других близких к ней личностях по законам наследственности и развития уровня сознания, то это возрождение принципиально возможно не только на Земле, но и на других планетах. Там, периоды развития сознания и жизни будут повторяться бесконечно…
Нельзя полюбить природу вселенной, не любя земли и ее природы, и наоборот, нельзя полюбить всей душой землю, не чувствуя ее общности со вселенной. Преданный природе и влюбленный в нее труженик живет вместе с солнцем, луной и звездами. Для него они неотделимы от земли и его сознания.

В социалистическом обществе при его разумной организации каждый трудящийся имеет возможность овладеть целью и смыслом жизни. Необходима неотложная борьба за победу разума в отношениях между людьми, народами и руководителями государств, независимо от политического строя.
Грозящая опасность разрушения природы и уничтожения человечества, неограниченный рост эгоизма, ставит общечеловеческие интересы выше классовых, национальных и других частных интересов.
Учение В.И. Вернадского о ноосфере и современная наука создают базу для жизнерадостного космического мировоззрения.

Борьба за разум в 20-м веке

Бурные события 20-го века вызвали небывалые экономические, психические и интеллектуальные потрясения огромных масс людей. Чистый свет разума затмился тучей недобрых и опасных эмоций: эгоизмом, предрассудками и бездушием богатых и средних классов, национализмом, религиозными распрями, застаревшим антагонизмом бедных и богатых, болезнями и голодом… Опасность уничтожения в ядерной, химической и бактериологической войне вызывает страх, озлобление, мистические верования и лжеучения (см. статью Е. Парнова в ЛГ от 15.06.88).

Основную опасность вызывает рост неофашизма и неонацизма, подавление народной демократии и неправильное понимание свободы и нравственности. Часто пишут, что развитие науки и цивилизации не привело к развитию нравственности. Но это не так. (Наука на основе разума ведет к повышению нравственности, здесь возможно объединение целей науки и религии).

В истории 20-го века, как и во всей истории человечества, роль передовых деятелей – людей науки, литературы, искусства, — была трагической и одновременно героической. Именно эта роль была и становится решающей в деле спасения человечества от гибели.

История как противоборство разума и зверства

Позволим себе сделать краткое обобщение истории человечества несколько необычным способом: путем сравнения борьбы разума и зверства. (Обычно история рассматривается как история войн, революций, развития науки, экономики и т.п.). Начиная с древности и до нашего времени непрерывно ведутся малые и большие войны, справедливые и несправедливые, захватнические и оборонительные. Все они содержат в себе элементы разума и жестокости и заканчиваются, как правило, победой разума. В реальной борьбе, конечно, нет «чистого разума» или «чистого зверства». Победа разума может быть противоречивой, как и победа зверства. Но в конечном итоге разум побеждает. Одновременно с войнами идет развитие разума в науке, технике, философии. Вспомним такие имена как Платон, Сократ, Джордано Бруно. Коперник, Галилей, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Шекспир, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Сен-Симон, Руссо, Спиноза…

Войнам новейшего времени сопутствовали великие мыслители, музыканты и художники, такие как Максвелл, Томсон, Бетховен, Шелли, Гюго, Франклин, Мольер, Бомарше, Уитмен, Тагор, Некрасов, Пушкин, Маркс, Эйнштейн, Бор и много других. Но культура и разум развивались не только крупнейшими деятелями, но и массой незаметных, скромных мастеров своего дела: рабочих и крестьян, изобретателей. Несмотря на войны, они упорно делали «дело вечности», двигали человечество вперед к свету.

Наиболее страшны с точки зрения борьбы разума с жестокостью события 20-го века. Мы видим здесь сочетание мировых войн и революций невиданной жестокости, фантастических открытий в науке и технике, и одновременно, смятение умов и безумия.

Первая мировая война – результат вспышки эгоизма империалистической буржуазии, борьба за передел мира (затмение разума!). Война воспламенила и ускорила революцию и гражданскую войну в России с завоеванием политической власти рабочего класса под руководством коммунистов — это была крупная победа разума !).

Но все эти события вызвали дальнейшие противоречия и, прежде всего, опасения правящих классов буржуазии и помещиков за прочность капиталистической системы хозяйствования, ее основных принципов, образа жизни и мировоззрения. Революционные движения в различных странах мира жестоко подавлялись вооруженной силой, но возникали новые, причем в таких странах как Китай, Индия, США, странах Латинской Америки, Европы и Азии. Теория Маркса, Энгельса, Ленина, основанная на научном предвидении, подтвердилась весьма убедительно. Но эгоизм и помрачение разума продолжались и обострились контрреволюционные движения и прежде всего фашизм в Италии и Германии (великое помрачение разума!), приведший к страданиям миллионов.

Вторая мировая война была развязана нападением фашизма на мирные страны и принесла страдания всему миру, в особенности, СССР. Идеология и политика фашизма вызвали ненависть в огромном большинстве народов мира, в том числе и в немецком народе. В результате соединенными силами антифашистской коалиции фашизм был разгромлен (величайшая победа разума!). Последующее 40-летие вызвало подъем политических устремлений социализма – возникновение социалистических стран Восточной Европы, Кубы (дальнейшее развитие разума!).

Вместе с тем возросло противодействие правящей элиты капиталистических стран, и прежде всего США; рост вооружений, опасность войны с применением атомного оружия (которое уже было продемонстрировано США на Хиросиме и Нагасаки). Началась гонка вооружений (быстрый рост безумия!). Во всех странах возросло движение против войны (ученые, писатели, врачи, женщины, молодежь, общественные организации, религиозные деятели). Однако социализм постигла величайшая трагедия – культ личности Сталина. Ошибочная и преступная политика сталинизма нанесла серьезный удар всему социалистическому движению и его идеологии. Идея социализма подверглась искажениям, возникла экономическая отсталость, ошибки в науке и технике, в воспитании молодежи, бюрократизм и нарушение демократии. Близкая ситуация создалась Мао Цзедуном в Китае.

Ошибки и преступления сталинизма некоторые пытаются приписать всякой революции, в том числе и беззаветным борцам за социализм. Они считают, что октябрьская революция была ошибкой, что всякая насильственная революция рождает жестокости и не оправдывает поставленных целей. Такие мысли возникают вследствие незнания истории. Революции возникают не по замыслам партий, а в результате крайнего обострения классового угнетения (что и произошло в 1917 году).

Февральская революция 1917 г. поставила у власти Временное правительство, выступающее за продолжение войны. Это вызвало революционный взрыв в сознании народа по всей стране. В этих условиях действия большевиков были единственно разумными, т.к. было ясно: царские генералы в обстановке войны, с помощью Антанты и контрреволюции могли вернуть монархию, а у власти поставить крупный капитал. Жестокости во время гражданской войны и интервенции были отчасти связаны с помрачением разума в период борьбы партий за власть (например, Савинков), ростом преступных элементов, в том числе и крупных бандитских формирований (напр., ген. Дутов).

В наше время – критическое для сохранения жизни – растет надежда на ненасильственную борьбу разума и зверства, и в дальнейшем на эволюционные пути развития общества. Революция останется мыслимой только в области идей, мировоззрений и образа жизни (см. напр., об американских альтернативистах, ИЛ №12, 1986, с. 176).

Трагедия сталинизма требует изучения. На крутых поворотах истории известно достаточное количество случаев утраты разума лидеров, под влиянием самомнения (потеря самоконтроля) и вследствие других пороков. Этому способствует слабость развития демократии в обществе. Экономическая отсталость возникла из-за ограничения свободной инициативы и материальной заинтересованности инженеров и ученых (как это умело использовал капитализм).

Бюрократическая система планирования и управления в науке, промышленности, сельском хозяйстве, торговле приводила к большим потерям и снижению роста производительности труда. Большие затраты на содержание чиновников не оставляли возможности для повышения заработной платы рабочим, инженерам, учителям, ученым и др.

В результате произошла перестройка общества и мышления, расширение демократии и гласности, исправление ошибок руководства, проведение политики мирных экономических связей с капиталистическими странами, радикальные предложения по устранению конфликтов и войн (высшее проявление разума!). Приведет ли этот «новый облик социализма» к равновесию мира на земле? Если будет соблюдаться принцип равновесия мирных экономических и политических интересов мира капитализма и социализма, то возможен и «новый облик капитализма», т.е. исключение его консервативного характера, стремления заставить всех людей мира жить по принципу неограниченного бизнеса. Тогда можно надеяться, что наступит устойчивое развитие общества на основе разумного соревнования и взаимодействия. И это может быть не «врастание социализма в капитализм, или наоборот, а новая мировая экономическая система, основанная на необходимости устранения войн и опасности разрушения природы.

В конечном итоге должна быть образована единая политическая система, сохраняющая плюрализм личности и партий. Не имеет значения, как она будет называться, лишь бы соблюдались права человека и народа. По-видимому «демократический социализм» — наиболее подходящее название для данного строя, соответствующее разуму человека.

Президент Линдон Джонсон определил американское общество будущего, как «Великое общество потребления на основе просвещенного эгоизма». С нашей точки зрения «просвещенный эгоизм» может существовать только как ограниченный разумный эгоизм.

Ограничение эгоизма возможно путем развития совести и других моральных качеств, развития веры в разум на принципах социализма, устранения эксплуатации человека человеком, политического угнетения одного класса другим.

Идеологи капитализма утверждают, что ограничение эксплуатации при капитализма возможно путем создания новой техники (автоматизация, роботизация, информатизация, рост заработной платы и т.д.). Однако новая техника не уменьшит эксплуатацию рабочих. В обществе неограниченного роста техники эксплуатация становится еще более жестокой и таит в себе еще неизведанные противоречия. Общество становится еще более аморальным.

Спасение мира во многом будет зависеть от изменения социальной идеологии ученых. Ученые в капиталистическом мире часто поддаются господствующей идеологии неограниченного эгоизма и бизнеса в разработках новой техники, в том числе военной. Необходимо повысить интерес и ответственность ученых к созданию новой техники для сохранения человека и природы .

Прискорбно видеть крупных ученых, занятых военными изобретениями в области атомного и других видов оружия. Необходимо единство ученых и гуманистов, их разумная политическая близость с народом. Это может быть реальным и при капитализме и при социализме.

Радикальным было бы единодушное обращение ведущих ученых к своим правительствам о неотложном запрещении новых разработок атомного и других видов оружия массового уничтожения людей, и в конечном счете, отказу от его применения, а также о запрете глобально опасных промышленных технологий водного и лесного хозяйства, мелиорации, опасности «мирного атома» и др.
Среди капиталистов становится все больше людей, уважающих разум человека. Растет сознание, что нужны не только большие прибыли, но и душа. Все большее число людей критически относятся к тому, что «частная прибыль и личное благо поставлено в США выше интересов и ценностей общества» («Вашингтон Пост»).

Освобождение мира от политического экстремизма, неофашизма, неонацизма, расового угнетения, религиозных распрей, терроризма даст возможность направить усилия человечества на спасение природы от загрязнения рек и морей, от уничтожения лесов. Это и будет окончательная победа разума во всем мире. Очнутся, наконец, люди от дурмана, увидят великую красоту земли и неба и подумают, что человечеству для полной радости жизни достаточно жить и дышать чистым воздухом лесов и полей, плавать в чистых речках, озерах и морях.

О двух лозунгах в деятельности человека

Американский лозунг “business is business, time is money” (дело есть дело, время – деньги) удачно отражает жизненную философию человека в США. Он способствовал росту экономики, трудовой инициативы почти за всю историю этой страны.

Возникает вопрос: Можно ли считать этот лозунг приемлемым для «обновленного социализма»?

По существу этот лозунг может быть полезен и для социализма, но с точки зрения идей «веры в разум», рассматриваемых в данной книге, его нельзя признать достаточным. Необходимо его видоизменить: «Дело есть радость, время – жизнь» (business is joy, time is life).

При социализме демократического типа дело должно доставлять радость от сознания красоты (поэзии) и полезности результатов. Время – дороже денег. Его нельзя терять – т.к. это жизнь. Но при этой формуле удовлетворяется и американская форма, поскольку радостный труд в конечном итоге более производителен.

Вопросы и ответы

Ниже я привожу ответы на часто возникающие вопросы.

— Не будет ли вера в разум – той же самой верой в «Высший разум» и «Мировую душу», характерной для религий Индии, Китая, Японии?

Нет, вера в разум, включающая в себя интеллект, чувство поэзии, человечность, основывается на реальной деятельности людей. Она рождает новую энергию в борьбе за жизнь. Вера в «Высший разум», «Мировую душу» и пр. имеет мистический характер, рождает пассивное созерцательное мировоззрение, ослабляет разумную деятельность человека.

Если считать Высший разум и Мировую душу не сверхъестественным божеством, а конечной целью развития человечества в духе Тейяра де Шардена, то они близки к вере в разум.

Верования в силу внушения представляют интерес для науки. В частности медитация (погружение в мысль, красоту природы или искусства) заслуживают внимания (при контроле разума). Внутренние возможности роста физической и духовной силы личности еще не достаточно развиты у большинства людей. Это показывают явления экстрасенсорного восприятия, самовнушение, аутотренинг, лечение болезней психическими методами, передача мыслей на расстояние и др. Недостаточно исследованы наукой воздействие сочетаний избранных слов (молитвы, изречения, песни, стихи и др).

Не ведет ли вера в разум к признанию антропоцентризма?

Нет, вера в разум не требует признания его центром вселенной – богочеловеком (как считают некоторые философы-идеалисты). Развитие интеллекта и науки идет по свойственным им путям, определяемым жаждой знания. Оно может вступать в противоречие с развитием разума в широком смысле. В результате устанавливается гармония развития науки и искусства и морали на какой-то высшей ступени сознания. Но человек, вероятно, всегда будет оставаться человеком несовершенным, подверженным не только радостям, но и страданиям; т.е. всегда будет подчинен мудрости природы.

Не приведет ли вера в разум к вере в Бога и пассивности в борьбе за мир и демократию?

Нет. Как сказано выше, вера в разум – это не вера во что-то потустороннее. Она возникает стихийно в процессе разумной деятельности личности (вера в себя) или общества (вера в человечность).
Вера в разум внутренне связана с разумом и воспламеняет разумные действия. Без веры в разум они не мыслимы. Если разум личности или общества находится в состоянии упадка (вследствие низменных чувств, эгоизма, ненависти, злобы и пр.), то это может привести к трагическим последствиям (атомная война). В этом случае необходима борьба большинства людей.

Как связана вера в разум с верой в бессмертие разумного человечества во вселенной и с верой в бессмертие разумной человеческой личности?

Термин «вера в разум» возникает из жизненного опыта человечества, исторически утверждается и поэтому является вполне обоснованным.
Вера в бессмертие разумного человечества во вселенной не является общепризнанной и обоснованной. Она может возникнуть на основе идей В.И. Вернадского и Тейяра де Шардена о ноосфере. Наука, разум, интуиция не допускают мысли об одиночестве земной цивилизации во вселенной, а мысли о вечном существовании человечества поднимают уровень сознания человечества, делают его радостнее, сильнее.

Мысли о человечестве как о «мгновенном явлении в бесконечной вселенной», как обреченном на гибель в атомной войне или в результате разрушения природы, угнетают сознание, и могут родиться только у человека со слабым или нездоровым рассудком.

Может ли религиозный человек разделять одновременно и веру в разум?

Считается, что вера в Бога противоречит разуму. Однако в жизненной борьбе в сознании человека могут уживаться противоположности. Во всяком случае, можно утверждать, что вера в разум будет при всех условиях полезной. Возможно также сочетание религии и науки.

Возможно ли создание ненасильственного мира, т.е. мира на принципах разума?

Несмотря на некоторое улучшение международных отношений, идут непрерывные войны, растет терроризм, непрерывно совершенствуется атомное и другое оружие. Растет опасность уничтожения жизни на земле от загрязнения и разрушения природы. Спасение мира от гибели может осуществляться только сопротивлением тем, кто угрожает миру своими претензиями на власть и неограниченный эгоизм.

Но насколько эффективным окажется это сопротивление? До сих пор оно было недостаточно в виду отсутствия единства сил в этой борьбе. Национальные, религиозные, классовые, культурные различия мешали этому.
Здесь вся надежда на единство народов, деятелей науки, искусства, религии, и в особенности, на мудрость политических правителей. Перед лицом гибели станет возможным единство на основе разума. Разум должен спасти человечество от гибели, если сознание единства не придет слишком поздно…

Вы определяете смысл и цель жизни как познание поэзии жизни и ее умножение собственной деятельностью. Остается ли справедливым идея коммунизма как конечной цели человеческого сообщества?

Идея коммунизма остается единственно привлекательной. Можно сказать, что эта идея или мечта настолько выстрадана человечеством, что человечество уже не может от нее отказаться. Идеологи капитализма не признают понятия «цели» в развитии общества и стоят на позициях философии прагматизма. Но жизнь без великой цели, без веры обедняет душу.

Литература

1. В.С. Гуревич. Возрожден ли мистицизм ? (М.: Политическая литература, 1984. 300 с.).
2. Вальтер Холличер. Человек и агрессия. (М.: Прогресс, 1975. 130с.).
3. Луи Повелл Луи и Жак Бурже. Утро магов. (1960).
4. И. Бехер. В защиту поэзии (М.: Иностранная литература, 1959).
5. Дж. Р. Ройс, А. Пауэлл. Индивидуальность и плюралистические образы человеческой природы, Импакт, №2, ЮНЕСКО, 1985.
6. Евг. Богат. Золотые весла (М.: Молодая гвардия, 1977).
7. В.Р. Ирина, А.А. Новиков. В мире научной интуиции. (М.: Наука, 1978. 189с.).
8. А.И. Павловский. Советская философская поэзия (М.: Наука, 1984).
9. Уолт Уитмен. Листья травы (М.: Художественная литература, 1977).
10. Тейяр де Шарден. Феномен человека (М.: Прогресс, 1965).
11. В.П. Казначеев. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. (Новосибирск: Наука, 1989).
12. К.М. Сытник, Е.М. Апанович, С.М. Стойко. В.И. Вернадский (К.: Наукова думка, 1984, 1988).
13. Е. Парнов. Звездные знаки (Знание, 1984).
14. Е. Гостеева. Философия единства (М.: Наука, 1985).
15. Камилл Фламмарион. О будущей жизни.
16. Л.С. Мерсье. Год две тысячи четыреста сороковой (Л.: Наука, 1977).
17. Х. Шепли. Звезды и люди. (М: Иностранная литературы, 1962).
18. И.С. Шкловский. Вселенная, Жизнь, Разум (М.: Наука, 1987)
20. М. Конкрофт. Открытая философия и открытое общество (М.: Прогресс, 1972)

___________________________
* Эссе написано в конце 1980-х.  И.М. Постников (1906 — 1990) — известный ученый в области электромеханики, профессор, д.т.н., член-корреспондент АН Украинской ССР. — ВП.

(Комментарий ВП. Идея написания эссе возникла в середине 1980-х, после начала перестройки. Все попытки опубликовать эссе не удавались, т.к. рецензенты давали отрицательные отзывы. В тот момент все публикации на идеологические темы проходили цензуру в Главлите. Главное возражение — ученый-электротехник пишет о мировоззренческих проблемах. Этим должны были заниматься идеологи. Техники должны были заниматься техникой. Кроме того, придирались к идее сближения двух систем, капиталистической и социалистической. Это близко идее академика Сахарова о конвергенции. Но Сахаров был в то время в опале. И наконец, терпимое отношение к религии, к соединению науки и религии, науки и поэзии, представлялось критиками идеологически опасным. Иван Матвеевич так и не увидел свое эссе опубликованным. Мне удалось опубликовать его только в 2006 г.)

Оставьте комментарий