Какой я вижу экотопию

clip_image002Что нужно для того, чтобы стать экоцентричными, т.е. стать симбиотической частью экосферы  или хотя бы своего непосредственного окружения, своей локальной экосистемы?  Какие знания для этого потребуются? Какие навыки?  Какие истории будут поддерживать экоцентрическое восприятие людей ? Как они будут решать свои жизненные проблемы, проблемы общества?  Какими будут их дома, какую еду они будут готовить, чему учить детей?

Наше общее будущее вытекает из того, что мы уже знаем.  Мы располагаем тем, что получили в наследство от нашего коллективного прошлого, и грустно осознавать, что скорее всего, наше будущее будет очень похоже на наше прошлое.  Что надо сделать для того, чтобы мы, человеческие животные,  стали наконец ответственно относиться к своему окружению, не сентиментально, не шизофренически,  не отделяя реальность от фантазий?  Как нам найти пути выживания,  и более того — как сохранить радость жизни?

Все пути sturm und drang , которые Природа выбирает, чтобы устранить эксцессы и сгладить крайности, представляют своего рода танец, всеобщее равновесие сил.  Континентальные плиты Земли танцуют свой танец с момента охлаждения и затвердения горячего газообразного облака. Бесконечные приливы между Луной и Солнцем производят бесконечные изменения.

Но все процессы изменений – это процесс сглаживания напряжений. Подобно тому, как возникающие напряжения  между континентальными плитами неизбежно приводят к землетрясениям, неизбежным результатом для человечества, отравляющего воду и воздух, будет отравление всех.  Подобно тому, как вращение нашей планеты приводит к смене температур и возникновению ветра, глобальное потепление нарушит привычные условия  существования и вызовет экстремальные условия, которые приведут к другим экстремальным условиям, которые в конце концов успокоятся, и дадут (или не дадут) нам шанс выжить.

Децентрализация как условие выживания

Я давно выступаю за децентрализацию как решение проблем человечества,  переход от восходящей бюрократической лестницы власти к местным, небольшим и сплоченным сообществам.  Я представляю себе общество, которое очень похоже на сегодняшний маленький мирный городок, с общественным транспортом, торговлей, но без всякого вышестоящего правительства.

Мне нравиться думать об этом,  но из того, что я знаю о человечестве, не думаю, что у нас много шансов построить такое общество. Необходимо взаимодействие сообществ и методы разрешения возникающих споров.  К сожалению, мы привыкли подчиняться властным особам.  Каковы шансы того, что мы не пойдем тем же путем, который привел нас в технологическую эпоху, к уничтожению всего живого ?

Безусловно, диктатура – противоположность тому будущему, которое я хотела бы видеть. В прошлом  существовали социальные конструкты, позволяющие сообществам находиться в контакте. Например, ярмарки играли важную роль в поддержании социального здоровья сообществ.  У северных народов была традиция, известная как  Вещь (The Thing) (звучит немного странно, но такой уж их язык), которая представляла собой периодические сборы для разрешения конфликтов между сообществами.

Издревле рассказчики работают над тем, чтобы рассказать нам о  путях совместной жизни, которая позволяет заботиться о земле и избегать неблагоприятного воздействия на экосистемы.

Антиутопия техно-индустриальной “реальности

Я вижу, что многие представляют себе будущее, построенное на остатках прошлого, своего рода антиутопию техно-индустриальной “реальности.”  Я боюсь, что это до некоторой степени неизбежно, но нам необходимы более оптимистические сюжеты, те, в которых мир не строится на воровстве из мусорных ям прошлого.

Мы должны понять, что мы живем и являемся частью окружающего нас живого мира.  Мы должны ощущать персональную связь с ландшафтом, в котором живем. Для этого нам нужны новые истории, новые традиции. Нужны навыки, построенные не на нашей мощи, а на способности изменяться к лучшему и жить ответственной жизнью.

Я не предлагаю один идеальный тип общества.  Я вижу тех, кто путешествует, возможно, между сообществами и обменивает свои таланты на то, что выращено или произведено другими, останавливаясь на время, а затем продолжая свой путь. Возможно будут культуры, следящие за сменой времен года, занятые сельскохозяйственными работами.  Возможно будут сообщества мигрирующие с другими видами, как это делают в Лапландии.

— Я представляю себе огороднические сообщества, но вижу также места, где можно заниматься изготовлением тканей или художественным промыслом.

— Я представляю себе людей, ведущих уединенный образ жизни: горных людей, пустынных людей, людей, живущих отдельно от общества, у которых самый лучший друг – дикая природа.

— Я представляю себе людей, которых знаю из настоящего и прошлого, и вижу разнообразные сообщества по всему миру.

“Наш биологический вид должен повзрослеть.  Мы должны осознать наше место в мире, и сделать это нужно с любовью – а не из-за ненависти и страха… мы должны научиться извлекать радость из общения с миром, из общения друг с другом.”

Нам нужны примеры успешных сообществ

Небольшие анклавы людей делают все это уже сегодня, но о них мало кто знает, а сами они часто не представляют важности того, что делают. Нам нужны истории об успешных сообществах, мы должны осознать то, что нам следует делать ( а мы не делаем), и то, как близко мы все подошли к экоциду.  Мы, как вид, должны наконец уяснить  необходимость этического отношения к окружающему нас ландшафту, и больше никогда не относиться к нему, как месту захоронения наших отходов.

Конечно, я не рассчитываю, что такие изменения будут восприняты большинством.  Мы представляем собой экстремальный случай для Земли, поэтому Природа будет пытаться нейтрализовать эту крайность, используя для этого метод причины и следствия, т.е. простейшую физику.  Сможем ли человечество выжить, или даже выживет ли вся экосфера, трудно сказать на данном этапе.

Для нас, людей, вопрос состоит в том, выживем ли мы интеллектуально, этически, или даже мифически, и сможем ли построить устойчивую культуру. Для этого мы должны научиться жить ближе к земле и установить друг с другом реальные и тесные отношения, иначе мы просто сойдем на нет, не сможем справиться с ворохом нарастающих проблем, и вымрем, несмотря на то, что планета излечит себя.

Мы должны осознать наше место в мире, и сделать это нужно с любовью – а не из-за ненависти и страха… мы должны научиться извлекать радость из общения с миром, из общения друг с другом

Об авторе

Пенни Новак – экоцентрическая поэтесса, проживающая с мужем на ферме в сельской местности шт. Мэн (США). Активный участник группы лефт-биос. Пенни рассматривает с артистической точки зрения проблемы, которые обычно излагаются механистическим, техническим языком.

Оставьте комментарий