Оцифрованная нация? Нет, спасибо

В типичной для американских новостей манере программа Диджитал нейшн хочет рассмотреть “обе стороны” технологий,  как-будто  у технологий только две стороны. Это хорошо разработанный прием рекламодателей, которые знают: чтобы убедить людей покупать товары, надо дать о них противоположное мнение. Это создает вокруг производителя ореол справедливости, а значит большего доверия.  Кроме несколько несущесвеных замечаний о технологической зависимости, главный мессидж этого видео таков, что технология неизбежна,  что это сила природы, не спрашивайте, ребята, расслабляйтесь и получайте удовольствие. Да, и еще: это ВАША технология!

В Эм-Ай-Ти (Массачусетский технологический институт, MIT), где никогда не ставили под сомнения полезность техники,  психолог Шерри Теркл однако  полагает, что  студенты колледжа “вводят себя в самообман, привыкая к  Kool-Aid и считая, что обучающая электронная среда служит  их целям.” Стэнфордский социолог Клиффорд Нэсс провел лабораторные исследования и пришел к выводу, что  идея многозадачности обучающей среды (multitasking) это миф. Он выяснил, что студенты колледжа, которые считают себя профессионалами в  многозадачности — как-то: набор текста, просмотр передачи American Idol, прослушивание MP3-плейера, написание электронных писем, поиски по Интернету,  чипсы, и написание статьи о сексуальных проблемах певицы Майли Сайрус— на самом деле плохо разбираются во всем этом. Мозг может выполнять только одну функцию единовременно. В типично веризоновской манере рекламы, привлекательная студентка MIT развенчивает опасения ученых о пользе многозадачности, заявляя:  “Наши способности беспредельны.” И кому мы поверим? Занудным ученым, или привлекательной студентке?

Кэти Сален, профессиональный разработчик технологических устройств обучения, выступает за использование компьютерных игр в школах. “Игры дают нам невероятно интересную среду для обучения. . . . все дело в том, что если не заинтересовать ребенка в обучении,  вы столкнетесь с большой проблемой.” Поэтому налогоплательщик должен поддерживать школы, чтобы те закупали побольше корпоративных техно-игрушек, а ученики набирали тексты,  занимались твиттерингом и фейсбуком, что тепер называтся “образованием, ориентированным на студента.” В одном из своих просветленных моментов, журналист Тодд Оппенгеймер пришел к выводу, что “Это электронная чепуха. . . . Школы – остаются одними из немногих институтов в нашем обществе, где можно спокойно вести беседу без постоянной атаки со стороны машин. Мы должны сохранить эту привилегию.”  Он прав, но, к несчастью, нам так и не удалось оградить школьников от угроз разрастающейся технологии.

Диалог между теми, кто поддерживает многозадачность и теми, кто указывает на рассеивание сознания, — часть всеобщей битвы за сознание, и, боюсь, что корпоративные торговцы электронной чепухой  выигрывают это сражение, колонизируя мозги юного поколения.  Те из нас, кто видит новую реальность, свободную от корпоративного паразитизма, должны внимательно отнестись к этому. Это не только телевидение и интернет.  Это целое созвездие  корпоративных средств, которые полностью завоевывают сознание молодежи и выкачивают ее энергию.  Цифровое гетто, в котором живут тинейджеры,  изолируют их от старшего поколения и прививают презрение к любой, отличной от электронной, реальности. Зачем ходить в гости к соседям или учиться высаживать растения, если набор текстов и браузить в Интернете веселее и проще?

Авторы видео пытаются говорить о воздействии технологии на физическое и умственное здоровье В одном из его разделов Дуглас Рушкофф отправляется в Южную Корею для исследования привыкания молодежи к Интернету и видеоиграм. У корейцев есть программы оздоровления, когда дети оставляют на несколько недель свои гаджеты и занимаются низко-технологическим обучением, придерживаются определенной диеты и выполняют упражнения. Рассказ о экзотических бихевиористских проблемах Южной Кореи вроде бы должен означать, что у американцев нет таких проблем привыкания. Но критический наблюдатель  видит достаточное количество примеров толстеньких, сумасбродных детей, прилипших к экранам компьютеров.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s