Оцифрованная нация? Нет, спасибо

Одним из блестящих выводов  знаменитой новеллы Дэниела Куинна  Измаил  (1992) состоит в том, что люди современного индустриального общества  не знают, как жить.  Человечество давно  отсоединено от капризов природы, сначала благодаря открытию навыков выращивания  еды,  а потом благодаря изготовлению искусственных объектов и искусственной среды. В результате мы отошли от природы и образа жизни предков, потеряв при этом ориентацию под влиянием всевозможных фантазеров и психопатов, указывающих нам, как люди должны жить.

 Системы заповедей и предрассудков держали в повиновении полуголодных и замученных слуг и рабов, в ход шли всевозможные приемы —  мифологии, ритуалы, “моральные” запреты, и ничем не сдерживаемое размножение.  За исключением редкого периода спартанцев,  у слуг и рабов не было ни времени, ни энергии для противостояния изнеженной перекормленной элите, обитавшей в белых мраморных дворцах. Они просто подчинялись заданной программе.

Посмотрим, как обстоит дело сегодня.

 

Сегодня промышленная капиталистическая элита всецело занята продажей нам новой мифологии, подрывающей человеческий потенциал и возможность построения устойчивых сообществ. В феврале 2010 г.  PBS* ( P —  может  означать Petroleum (бензин), Pharmaceutical (фармацевтика), Pentagon (Пентагон), Propaganda (пропаганда), или Phone (мобильный телефон), выбирайте, что нравится)  запустила 90-минутную передачу под названием “Диджитал нейшн» (Оцифрованная нация), где послушным зрителям предлагалось покупать всевозможные электронные поделки, которые якобы им необходимы, чтобы быть счастливыми.

В самом начале продюсеры выдали себя, объявив, что  “основная поддержка пришла от  Веризон Фаундейшн.” В самом деле, только-что выпущенная DVD принадлежит Веризону: на ней привлекательные молодые люди радостно заглядывают в свои сотовые телефоны. В реальной жизни, однако, большинство пользователей сотовых телефонов обескуражены, утомлены или раздражены постоянным клацаньем своих гаджетов**.  Но это видео не имеет ничего общего с реальностью. Это реклама  бизнес-плана, в котором используются приемы Мэдисон-авеню по изготовлению мифов для послушной аудитории.

Тон этого видео угадывается с первой же фразы, когда писатель-продюсер-директор-корреспондент Рейчел Дрейтцин сидит перед камерой, смотрит  вам  в глаза и начитает  снисходительно «просвещать». “Итак . . . .”  Это значит, что  сейчас знатоки вам объяснят новинки электронной информационной технологии (ICTs) и каким образом они собираются формировать новое общество.

Неудивительно, поэтому, что за этим следует много радостной болтовни о технических новинках корпораций. Соавтор ведущей, корреспондент Дуглас Рушкофф давно считает себя кибер-энтузиастом и мифологом электронных технологий. Он говорит, что  “Виртуальные миры дают людям шанс сделать действительно что-то новое,”  и я полагаю, что он не имеет в виду набирать вес сидя перед экраном  или развивать у себя синдром туннельной невропатии. Филипп Роуздейл, генеральный директор корпорации Second Life, объясняет, “Мы отчуждены друг от друга и от окружающего нас мира.  Когда люди собираются  в виртуальном мире, они сразу же становятся более социальными, более зависимыми друг от друга.”  Реальный мир плохой, искусственный мир хороший. Один помешанный на технике тинейджер выразил это так: “Мы должны обнять наши технологии, мы должны быть им благодарны.”

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s