Глубинная экология и альтернативные политические модели

С ростом сложности и взаимозависимости экосистем на нашей планете, прежние человеческие социальные организации представляют собой большую угрозу как для человека, так и остальных биологических видов. Ошибочные решения,  принимаемые на самой вершине  властных структур, могут быстро распространяться на другие уровни, усиливаться и отрицательно влиять на людей, животных и другие организмы.  Децентрализация власти и  “локальные” решения представляются единственно возможными для предотвращения угрозы глобального разрушения. В статье кратко рассматриваются альтенативные социальные движения и структуры.

Левый биоцентризм

Как пишет Дэвид Ортон  [3],  левый биоцентризм произошел из нескольких параллельных анти-капиталистических течений в зеленом и экологическом движении, целью которых было сближение глубинной экологии и левой перспективы:

 • «темнозеленой теории» (Ричард Сильван);

 • «социалистического биоцентризма» (Хельга Хоффман и Дэвид Ортон);

 • «экологизма» (Эндрю Добсон);

 • «радикального экоцентризма» (Эндрю Маклафлин);

 • «революционной экологии» (Джуди Бари);

 • “зеленого фундаментализма” (Рудольф Бахро).

Прежде всего левый биоцентризм можно рассматривать как левое политическое крыло глубинной экологии [4]. «Левый уклон» биоцентристов означает их озабоченность классовыми вопросами и социальной справедливостью, но не ставит социальные вопросы выше биоцентризма, или экоцентризма (как это делают левые партии). В настоящее время это направление развивается  в рамках международной дискуссионной группы, включающей  активистов, философов, ученых, поэтов, экологов. Группа организовалась в конце 90-х по инициативе канадского философа-активиста Дэвида Ортона [3].  Группа выпускает теоретический он-лайновый журнал Dandelion Times [1].

Биорегионализм

Биорегионализм  —  политическая, культурная и экологическая система, основанная на естественным путем выделенных зонах, называемых биорегионами, или экорегионами.   Биорегион представляет собой также культурный феномен, и базируется на традициях, знании и решениях, принимаемых местным населением.

Данный термин впервые выдвинут  в работе Питера Берга и Реймонда Дасманна в начале  1970-х гг. Политика биорегионализма направлена против односторонней экономики и потребительского общества, наносящих вред окружающей среде. Данная политика стремится к следующему:

• Установить политические границы  в соответствии с экологическими границами.

• Подчеркнуть уникальную экологию биорегиона.

• Способствовать потреблению местных продуктов.

• Способствовать использованию местных материалов.

• Способствовать культивированию местной флоры.

• Способствовать устойчивости и гармоническому развитию биорегиона.

 Глобальные эко-деревни

    Сегодня в мире насчитывается более 10 000 эко-деревень, связанных между собой в единую глобальную сеть (Global Ecovillage Network). [6] Эко-деревни – это  небольшие общины (от 20 до 500 и более членов) с тесными социальными связями, объединенные общими экологическими, социальными и духовными взглядами. Эти общины могут быть сельскими, городскими, высоко- или низко-технологическими,  в зависимости от обстоятельств и интенции их членов. Например, Ökodorf Seiben Linden  — представляет собой  совместное поселение 200 людей с минимальным потреблением  энергии в сельской местности в Восточной Германии. Эко-деревня Los Angeles EcoVillage  — небольшой район Лос-Анжелеса. Деревня Sasardi  спрятана глубоко в тропическом лесу северной Колумбии. Cтарейшая в мире (с 1962 г.) эко-деревня Findhorn расположена на северной оконечности Шотландии. Общее между ними – глубокое уважение природы  и построение самодостаточного сообщества с минимальным экологическим следом.

Пост-исторический примитивизм

Данная модель основывается на работах Пола Шепарда [8, 9], призывающего к тому, чтобы мы заново открыли предисторию и вспомнили мифы (священные легенды) предков и не-человеческих Других. Он считает, что главный урок истории в том, что новейшая история человечества не может служить руководством для будущего, т.к. она провозглашает независимость от прошлого опыта населяющих его людей, живущих или умерших, и от природной основы нашего существа. Вопреки глубоко укоренившимся предрассудкам, мы должны изучать аборигенные народы (которые не являются «примитивными» в уничижительном смысле), чтобы научиться жить экологически в пост-исторические и пост-индустриальные времена.  Этой теории придерживаются и другие глубинные экологи, в частности Джерри Мандер [10].  Интересны параллели с толстовскими общинами.

Радикальный биоцентризм Пентти Линколы

Радикальный биоцентризм Линколы [16] стоит несколько в стороне от рассмотренных выше моделей и основывается на принудительном радикальном уменьшении населения, отказе от техники и  потребительского образа жизни.  В настоящее время главный защитник такого перехода –финский эколог Пентти Линкола. Его программа, разработанная главным образом для Финляндии,  несмотря на ее радикализм, не отличается по-существу от вышерассмотренных «левых» моделей.  Единственное (важное) отличие в том, что Линкола выступает за авторитарное правительство и  насильственный переход к новому состоянию общества (не питая иллюзий в отношении добровольного перехода граждан к новому образу жизни). Программа Линколы насчитывает 205 пунктов, и вызывает как восхищение одних, так и жестокую критику со стороны других.  Тем не менее Линколу нельзя отнести к «фашистам», т.к. он против  любого национализма и расширения той или иной нации, расы или биологического вида в ущерб остальным – главной характеристики фашизма. 

Вывод:

Глобальная экологическая катастрофа, провоцируемая чрезмерным антропогенным давлением, представляет собой главную угрозу для всего живого, в том числе для человечества.  Требуется глубокое изменение сознания, уход от антропоцентризма и децентрализация власти.  Некоторые идеологи экоцентризма, однако, скептически рассматривают возможность добровольного перехода больших масс населения  к экоцентрической модели общества. Вопрос о допустимости  насильственного перехода остается открытым.

Источники

1. http://blogs.stuzog.com/ru/category/left-biocentrism/

2. http://home.ca.inter.net/~greenweb/

3. Дэвид Ортон — Основные положения левого биоцентризма (http://www.proza.ru/2008/10/18/491)

4. Дэйв Гринфильд — Левизна глубинной экологии (http://www.proza.ru/2008/10/18/396)

5. Билл Меткаф — Самоподдерживающиеся общины (http://www.proza.ru/2008/08/30/185)

6. Albert Bates, Ecovillages – What Have We Learned? —  Communities Magazine, issue #117. (Русский перевод http://www.proza.ru/2009/05/24/580)

7. В.Постников — Проект экоцентрической Украины – набросок (http://www.proza.ru/2009/01/13/716)

8. Frederic Bender. 2003. The Culture of Extinction: Toward a Philosophy of Deep Ecology. Amherst, NY: Humanity.

9. Ф. Бендер, О призыве Пола Шепарда к пост-историческому примитивизму и палеолитической контр-революции (http://www.proza.ru/2008/03/14/383

10. Jerry Mander. 1991. In the Absence of the Sacred: The Failure of Technology and the Survival of the Indian Nations. San Francisco: Sierra Club Books. (Русский перевод  http://biospace.nw.ru/books/mander.pdf)

11. David Orton, Rudolf Bahro (1935 — 1997): A tribute, Socialist Studies Bulletin_ No. 50 (Oct.-Dec. 1997).

12. Judi Bari, Revolutionary Ecology.  http://www.judibari.org/revolutionary-ecology.html

13. Патрик Кэрри, Экологическая этика. http://proza.ru/2009/06/10/1056

14. Andrew McLaughlin – Regarding Nature: Industrialism and Deep Ecology (Albany, State University New York Press, 1993.)

15. Andrew Dobson, Green Political Thought: An Introduction  (London: Harper Collins      Academic, 1990). A book review by David Orton.

(http://home.ca.inter.net/~greenweb/Ecologism.html

16. http://proza.ru/2009/09/03/406

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s