Машины против огородов

Добро пожаловать в объятия машины!  Идя по улицам наших городов, мы обходим прямые углы домов — части нашего механического обитания.  Контроль над каждым человеком и над природой — вот чего каждую секунду добивается общество, веками привыкшее командовать.  Но это как раз и есть функция всякой машины: контролировать процесс до самого конца.

   

Части, из которых состоит машина, и продукты, которые она производит — это запрограммированные объекты, обладающие предельной однородностью; таковыми стали и наши города — от одноликости их не спасают даже кафе или домики с оригинальными фасадами.

Поверхность городов и деревень покрыта искусственными материалами; даже газоны выполнены из специального биологического покрытия, пропитанного Chevron»ом (т.н. «лоун кэр»), предназначенным для уничтожения этих отвратительных (но съедобных и прекрасных) одуванчиков.  Покрытие большинства тротуатов и крыш выполнено из асфальта — продукта перегонки нефти, что также является результатом машинного производства. 

Земля тем временем высыхает по мере того, как нефть и вода используются для извлечения прибыли и роста экономики.  Дождь не впитывается почвой, а стекает в реки, смывая при этом ядовитые химикаты; это делает жизнь водных существ (например, устриц) невозможной.

Альвин Тоффлер в «Третьей Волне» заметил, что часы, вошедшие в обиход нашей цивилизации, являются частью нашей механизации. (Я давно не ношу наручные часы).  «Загрязнение Времени» — так называлась необычная статья, появившаяся несколько лет назад в нашем журнале Auto-Free Times; в ней говорится об отсчете времени, деформирующем нашу жизнь.

Люди — не машины, но в это трудно поверить наблюдая за потоком пассажиров, изо дня в день, из года в год, делающих одно и то же, а именно, убивающих свой дух и вызывающих болезни и раннюю смерть. Вместо того, чтобы прикоснуться к дереву или камню на своем пути, мы беремся за стальные поручни, произведенные машинами.  Когда рабочий или служащий берется за поручни, перемещаясь из точки A в точку B, рука и поручни становятся общими частями городской машины.

Мы не должны так жить.  Некоторым людям удается устроить свою жизнь, в которой они себя хорошо чувствуют; другие же тщетно пытаются бороться с системой.  Теперь наша задача — отправить историю на заслуженный отдых.  История — это память о доминировании и манипулировании людьми, и наша цивилизации цепляется за эту память вот уже 10000 лет, представляя себя кульминацией «высших» форм жизни. Считалось, что одной жизни не достаточно и для вселенной требуется некий бич, называемый «культурой». Кажется, нашему поколению суждено возвратить человечество на путь истины и справедливости, по которому идут все другие бесчисленные существа.  Кротость должна взять вверх над гордостью и силой.

Возможно мы не должны выбрасывать ребенка вместе с грязной водой, отказавшись от грамотности и печати, но вопрос остается открытым: как достичь устойчивости в нашем мире?  Должны ли мы обеспечить возможность появления писателя шекспировского уровня, используя всевозможные технологии распространения «изящных» искусств ?  Или же следует пойти путем ирокезского племени, отказавшись от технологий и экономического роста ради блага будущих семи поколений?

Целью городской машины, или вообще любой машины, является выполнение больших объемов работы с внешним привлечением энергии — обычно это ископаемое топливо, которое сводит к минимуму использование энергии людей и животных. Цель такого использования энергии — создание прибыли. На протяжении всей истории эта прибыль включала в себя расширение  империй, а также личных приобретений доминирующих членов общества. 

Домашняя обстановка, а также типичная обстановка на работе, состоят из искусственных объектов и поверхностей по которым циркулируют невидимые микроскопические молекулы, которыми мы дышим и которые проглатываем. Большинство из них имеют нефтяную составляющую — в этом можно легко убедиться, *понюхав* наши фабрики. Что ж, выходит, я против рабочих мест? Но спросите об этом сегодняшних больных раком и членов их семей, ощущающих на себе фальшивую безопасность Экономики Загрязнений, то бишь, Экономики Роста. Известно, что рак и сердечные болезни не были распространены в такой степени до промышленного развития городов.

Не следует сваливать на США главную ответственность за промышленность, превратившую людей в машины. Родоначальником «машинных» социальных институтов является Англия. С момента Акта об отторжении общинных земель в средние века, через период Ренессанса и современный плавильный котел, Соединенное Королевство остается оригинальным источником и примером упакованной жизни. Природа там больна, а диких мест не осталось.

И все же, замечательные люди вышли из этой мрачной, серой английской толпы, показавшие народу зеркало.  Послушайте песню «Shangri-La» группы The Kinks. В феврале 2003 года я побывал в Лондоне и его окрестностях и среди удручающе тупого потребительского однообразия почувствовал воодушевление благодаря этой песне.  Еще хуже было наблюдать памятники безжалостной, расистской и грубой Цивилизации, выдающей себя за просвещенность и великие исторические достижения.  Они так хорошо говорят по-английски!

Назад в Штаты: огороды, а не лужайки 

Движение «За огороды» способствует созданию полезного биоразнообразия, выращиванию продуктов, растений и деревьев, присущих данной местности и направлено против создания подстриженных лужаек. Оно охватывает людей с опытом огородничества и фемерства, и имеющих землю. Кроме вспахивания лужаек под картошку, например, движение предлагает пользование общими инструментами, семенами, компостом, теплицами и образовательной информацией. 

Наша местная сеть сельскохозяйственных активистов развернула флаг с надписью «Огороды, а не лужайки» прямо в нашем офисе, с целью распространения знаний о нефтяной зависимости производства продуктов питания.  Такое выращивание продуктов вместе с соседями, без бензина или дизельного топлива, является хорошим ответом на проблемы энергетического кризиса. 

Именно в результате преобразования лужаек и разасфальтирования были созданы Сады Победы.  Наш девиз: Огороды, а не лужайки! Нравится?  Тогда глушите мотор!  Доставайте велосипед!

Машина на обозрении

«Добро пожаловать в Машину» — известная песня, записанная группой Pink Floyd и выпущенная в 1975 году.  На обложке показан промышленный рабочий, причем его спина объята пламенем.  Музыка напоминает работу машин, слышен скрежет промышленных станков, выпиливающих нечто ужасное.  В песне говорится о том, что человеческая совесть и добрые дела не могут выйти из-под контроля общества. Машина:  «Ты — ничтожный идиот…» «Ладно, мы знаем, через что ты прошел!» 

Несмотря на то, что песня все еще популярна и часто передается по радио, люди не обращают внимание на заключенное в ней послание и не пытаются хоть как-то освободиться.  Возможно, это потому, что они не видят альтернатив и, надо сказать, Floyd не указали их в своей песне.  В  альбоме Animals (1977) люди разделены на три категории: Pigs (свиньи), Dogs (собаки), и Sheep (овцы).  Эти три песни, наполненные острой социальной критикой, представляют собой вариации одной и той же песни о любви и солидарности, Pigs on the Wing (свиньи в полете).

Я говорил об обществе, пытающемся контролировать всех и каждого.  Мне могут возразить, что богатых не так просто контролировать, что они сами являются контролерами.  Но в действительности их контроль иллюзорный, и они могут заболеть раком с такой же легкостью, как и обычные граждане. В альбоме Animals, высший контролер «падает вниз под грузом камня …умирая от рака».

В песне Animal Song, которую я написал на ферме, берущей энергию от педалей, и на которой медведи и еноты умудрялись доставать себе пропитание, были такие строчки:

You stalk through the night / to find a good meal

The tear on your coat from / barbed wire you feel

The chances are fewer / to live in the wild

We once were so happy / the trees almost smiled

The forests are shorter / and further between

‘Cause this is the age of / the human machine!

Ты крадешься ночью / в поисках пищи

Твоя одежда разорвана / колючей проволокой

Все меньше и меньше шансов / жить на воле

Однажды мы были счастливы / нам улыбались деревья

Но леса стали редкостью / теперь их не найти

Настал век, в котором правят / люди-машины!

Добро пожаловать в Матрицу

Как далеко пойдет человеческая машина в своем развитии?  В фильме «Матрица» показана машина, доведенная до предела своего развития — изобретения начинают воспроизводиться с целью обеспечить свое бессмертие, и в итоге выходят из-под человеческого контроля.  В фильме машины ведут войну с людьми, которые вынуждены жить в подземелье.  Люди разрушают небо для того, чтобы забрать у машин солнечную энергию.  Но машины, в свою очередь, начали разводить людей и использовать их энергию.  Рабы выращиваются для системы и постоянно находятся в плену иллюзии,  думая, что у них есть независимость.  Мир в виде некой рабочей среды — действительно иллюзия, созданная компьютерной программой, и ее имя — «Матрица».

В фильме хорошо продемонстрирована борьба добра со злом, а также человеческие ценности, такие как «любовь и порядочность» в сравнении с «контролем и эффективностью».  Но, что более важно: «Матрица» предупреждает о том, что мир не обязательно таков, каким его нам представляют и что для выживания следует возвратить утерянную свободу.   

Об авторе.

Ян Лундберг — ренегат нефтяного бизнеса, попрощавшийся с капитализмом и материальной обеспеченностью в 1988 г. для обретения спокойствия духа, необходимого для борьбы за  окружающую среду. Познакомившись с исследованиями об истощении нефтяных запасов, публикациями группы  Earth First! об исчезновении лесов, он навсегда избавился от своего автомобиля. С этого момента Ян начал компанию борьбы со строительством дорог и  пластиковой чумой, а также организовал Sail Transport Network (Сеть парусного транпорта).  В настоящий момент проживает на севере Калифорнии и редактирует он-лайновый  журнал CultureChange.org  (а также сочиняет песни).

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s